По прогнозам Минтранса РФ, в 2004 году валютные поступления от внешнеэкономической деятельности транспортного комплекса России приблизятся к $1,6 млрд. Прогноз обосновывается вводом крупных портовых и терминальных мощностей в Ленобласти, Петербурге, Новороссийске, Азовском морском порту, за счет чего значительная часть экспорта нефти, удобрений, металла, угля переориентируется из портов стран Балтии на российские.
Однако это даст чуть более 1% суммы, необходимой для реализации Федеральной целевой программы "Модернизация транспортной системы России", которая оценивается специалистами в $150 млрд.
Добычей нефти в России занимаются частные компании, и они не ограничиваются государственным трубопроводом, а гонят углеводороды на Запад в танкерах через балтийские порты и тем же курсом в эшелонах.
Несмотря на увеличение мощности, российские порты, как и железная дорога, то и дело захлебываются от избытка грузов. Ограничения по экспорту металлов, принятые год назад, существенно не повлияли на балтийских портовиков.
Вооружившись логистикой, экспедиторы внедрили так называемый сквозной сервис. Из эшелонов металл перегружают сразу на океанские суда, ликвидируя таким образом дополнительное затратное звено - порты-накопители, существующие для промежуточной перевалки трансатлантических грузов. Металлурги Липецка, Череповца, Тулы высоко оценили такой уровень обслуживания.