Недавно Правительство РФ утвердило Стратегию развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года. Впервые в новой России принята столь масштабная долгосрочная отраслевая программа, так или иначе касающаяся практически всех граждан страны. Сегодня мы хотели бы представить вам основные идеи, положения и параметры этого документа.
Зачем этот документ был нужен вообще и так ли действительно важен и необходим? Ведь у многих людей старшего и среднего поколений еще на памяти очень серьезные и масштабные программы, «планов громадье», которые с большой помпой принимались, но потом тихо и бесславно уходили, как вода в песок. Более того, рыночная экономика является в значительной степени антиподом плановой, поэтому и встает вопрос о правомерности принятия сегодня столь долгосрочных планов развития.
Все мы понимаем, что железные дороги играют в жизни нашей страны громадную, можно сказать, «ключевую», роль. Железнодорожный транспорт надежно связывает воедино практически все субъекты Федерации, обеспечивая 40 процентов пассажирских, 80 процентов грузовых и 98 процентов военных и специальных перевозок в стране. Без мощной железнодорожной системы в России была бы невозможна разработка месторождений природных ресурсов, транспортировка к рынкам сбыта произведенной продукции промышленных предприятий. Более 1,3 миллиарда пассажирских поездок делают россияне железнодорожным транспортом в год.
Но что представляет собой железнодорожный транспорт как отрасль экономики? С одной стороны, это производство, бизнес - аналогичный другим и требующий к себе подходов, типичных для рыночных отношений. Если забыть об этом, железная дорога станет инвестиционно непривлекательной, перестанет развиваться и модернизироваться. Отсюда - низкое качество услуг, отсутствие клиентоориентированности и в конечном итоге неспособность удовлетворять спрос в перевозках.
С другой стороны, железные дороги в России всегда играли и будут в обозримом будущем играть значительно большую, нежели только коммерческую, роль. Они оказывают самое существенное влияние на макропараметры развития экономики, более того - являются фактором социально-политического характера, инструментом реализации национальных интересов государства. Стабильная работа железнодорожного транспорта выступает условием стабилизации, подъема и структурной перестройки экономики, обеспечения национальной целостности и обороноспособности страны, улучшения условий и уровня жизни населения.
Как совместить эти две ипостаси железнодорожного транспорта в едином векторе развития? Как сблизить цели государства и бизнеса в области реализации национальных интересов? На помощь приходят геоэкономические масштабные стратегии, согласованные и долговременные комплексы действий в различных областях жизни. Именно здесь корпоративные устремления четко увязываются с осуществлением миссии страны на мировой арене и позволяют государству проводить сбалансированную экономическую политику в интересах всех его граждан.
Ярким примером такого подхода, интегрирующего государственную, коммерческую и социальную составляющие в деятельности железных дорог и позволяющего им развиваться и как бизнесу, и как общественно-политическому инструменту, является Стратегия развития железнодорожного транспорта в РФ до 2030 года.
Учитывая сложность и проблематичность долговременных прогнозов в условиях рыночной экономики, Стратегия, тем не менее, предусматривает более чем 20-летний срок своего действия. Это сделано прежде всего в силу специфики развития железнодорожного транспорта как инфраструктурной отрасли, а именно: большой продолжительности периода согласований, землеотводов, проектирования, строительства, ввода в эксплуатацию, выхода на проектную мощность и начала окупаемости объектов, масштабности работ по коренной модернизации железнодорожного машиностроения и т.д.
При этом я хотел бы подчеркнуть, что Стратегия является проявлением планирования в условиях функционирования именно рынка и представляет собой не просто директивный план старого типа, а, скажем так, иерархию инвестиционных и институциональных проектов с возможностью гибкого реагирования на общую деловую конъюнктуру.
В своем анализе существующей ситуации Стратегия исходит из того, что Российские железные дороги сегодня в целом удовлетворяют потребности страны в пассажирских и грузовых перевозках, выполняют утвержденные правительством производственные планы. Однако, как указывает документ, они «не всегда оказываются способны адекватно и гибко реагировать на внешние вызовы, в результате чего потенциальные возможности для получения экономической выгоды могут обращаться в источник проблем». В настоящее время протяженность «узких мест» по пропускной способности составляет 8,3 тыс. км, или около 30 процентов протяженности основных направлений сети железных дорог, обеспечивающих около 80 процентов всей грузовой работы железнодорожного транспорта.
Стратегия указывает на следующие ключевые моменты, являющиеся критическими для дальнейшего социально-экономического роста страны: необходимость ускоренного обновления основных фондов железнодорожного транспорта; преодоление технического и технологического отставания России от передовых стран мира по уровню железнодорожной техники; необходимость снижения территориальных диспропорций в развитии транспортной инфраструктуры; потребность снятия ограничений для роста объемов транзитных грузовых перевозок и др.
Решить эти проблемы, то есть привести качественные и количественные характеристики Российских железных дорог к требованиям экономики страны, сделать их модернизированным, инновационным, гибко реагирующим на спрос экономическим организмом, и призвана настоящая Стратегия.
Также хотелось бы акцентировать внимание на том, что Стратегия нацелена на реализацию принципов государственно-частного партнерства. Как свидетельствует мировой опыт, реализация столь масштабных проектов становится возможной и эффективной только при взаимодействии государства и частного бизнеса. В Стратегии предложен механизм, четко увязывающий основные направления развития железнодорожного транспорта с участниками инвестиционного процесса. Причем, как подчеркнул на Железнодорожном съезде в конце 2007 года Президент РФ В.В. Путин, «бюджетные средства должны здесь выступать не главным источником, а как стимул для притока частных инвестиций».
В этой связи интересны те новые подходы, которые заложены в механизмы обеспечения Стратегии. Мы впервые выделили шесть категорий строящихся и реконструируемых железнодорожных линий с учетом того, кто прежде всего получит наибольшую пользу от их эксплуатации (государство, бизнес, ОАО «РЖД», регион и т. д.). Это стратегические, социально значимые, грузообразующие, технологические, высокоскоростные и модернизируемые действующие линии. В зависимости от этих категорий формируются и инвестиционные механизмы строительства объектов.
Что же в итоге конкретно запланировано сделать? Всего за период до 2030 года по максимальному варианту планируется построить более 20 тыс. км новых железнодорожных линии. Для сравнения: в советский период, то есть более чем за 70 лет, на территории России было построено около 30 тыс. км новых железных дорог, включая БАМ. При этом наибольшие объемы железнодорожного строительства будут производиться в восточных и северных регионах страны, то есть там, где ощущается их наибольший недостаток. Кроме того, предусматриваются большое строительство вторых и третьих путей, электрификация участков, оснащение линий новейшими системами диспетчерского управления. Предполагается построить и реконструировать целый ряд мостов, тоннелей и других искусственных сооружений.
До 2015 года предусматривается полностью заменить локомотивы и вагоны, отслужившие свой срок. При этом на линию выйдут подвижной состав нового поколения, более энергоэффективные и экологически чистые локомотивы, более экономичные в эксплуатации грузовые и более комфортные пассажирские вагоны. Самое пристальное внимание намечено уделить развитию скоростного и высокоскоростного сообщения между крупнейшими городами России. Так, будут обеспечены условия для повышения мобильности населения, развития новых экономических и культурных связей.
В целом же в результате реализации Стратегии будет создана инфраструктурная основа для долгосрочного роста экономики Российской Федерации и повышения качества жизни населения, комплексного освоения развивающихся районов страны и доступа к новым источникам природных ресурсов. Таким образом, Стратегия развития железнодорожного транспорта до 2030 года - это жизненно необходимые сегодня стране планы: научнообоснованные, реальные и открывающие новые возможности как для железнодорожного транспорта, так и для экономики в целом.
Акционерное общество «Российские железные дороги» уже приступило к их воплощению.
Программа-минимум и программа-максимум
Стратегия развития железнодорожного транспорта до 2030 года предусматривает два варианта - минимальный и максимальный. На практике выбор будет зависеть от того, по какому пути станет развиваться в этот период страна. Минимальный вариант предполагает, что экономика России по-прежнему будет базироваться в основном на экспорте сырья. Согласно этому варианту к 2030 году грузооборот на железнодорожном транспорте вырастет по сравнению с 2007-м в 1,46 раза, а пассажирооборот - в 1,16 раза. Максимальный же вариант, нацеленный на то, что Россия переориентирует свою экономику на производство, предусматривает увеличение грузооборота в 1,58 раза и пассажирооборота - в 1,33 раза.
Если говорить об определенных этапах развития железнодорожного транспорта, то Стратегия делит весь период до 2030 года условно на две части. Работы, проведенные в 2008 - 2015 гг., будут составлять первый этап, суть которого - модернизация железнодорожной сети. Второй этап - период динамичного расширения железнодорожной системы России.
Всего по минимальному варианту Стратегии к 2030 году планируется построить 16 тыс. км новых железнодорожных линий. Сам факт прокладки такого количества путей весьма знаменателен, ведь в минувшие полтора-два десятка лет сколько-нибудь масштабного железнодорожного строительства не велось, а, наоборот, сеть сократилась на 2,5 тыс. км.
Предусматривается и модернизация многих существующих линий, в том числе строительство вторых и третьих путей, электрификация участков, оснащение их автоблокировкой. Большое значение придается строительству обходов крупных железнодорожных узлов, объемные работы предстоит выполнить по реконструкции инженерных сооружений, превысивших нормативный срок эксплуатации. Строительство новых и реконструкция действующих железнодорожных линий распределены по этапам, исходя из приоритетности их введения в эксплуатацию. Приоритет будет отдаваться линиям, обеспечивающим растущие потребности экономики в перевозках.
Прогнозы и ожидания
Каких же конкретных результатов следует ожидать от реализации планов Стратегии? Будет укреплена инфраструктурная основа для обеспечения территориальной целостности и обороноспособности страны, снижены территориальные диспропорции, созданы условия для ускорения роста экономики. Железнодорожный транспорт будет обслуживать 80 из 83 субъектов Федерации. Плотность сети к 2030 году будет увеличена на 24 процента при полной ликвидации ограничения пропускной и провозной способности.
Качество перевозок будет доведено до мирового уровня. Скорость доставки грузов в среднем возрастет более чем на 23 процента, при этом по контейнерным отправкам, требующим ускоренной доставки, - в 3,5 раза. Экспорт транспортных услуг за счет роста транзитных перевозок возрастет более чем в 2,8 раза.
Что немаловажно, будут существенно улучшены возможности граждан в передвижении, возрастет и качество пассажирских перевозок. Средняя скорость поездов в дальнем следовании увеличится на основных направлениях до 72 км/час. Мощный импульс получит развитие скоростного пассажирского сообщения, полигон которого будет увеличен в 17 раз (с 650 до 10 917 км).
Предусматривается повышение экологичности и экономичности железнодорожного транспорта, а также обеспечение безаварийного движения. Объемы вредных выбросов будут снижены более чем в 3 раза. Удельный расход электроэнергии натягу поездов сократится на 14,4 процента, а топлива - на 9,1 процента.
На основе повышения эффективности работы модернизированных железных дорог при динамичном росте объемов перевозок доля затрат на них в валовом внутреннем продукте (ВВП) страны сократится в 1,8 раза, что позволит высвободить к 2030 году финансовые ресурсы в размере 2 трлн. рублей по максимальному варианту. За период реализации Стратегии с учетом сроков окупаемости проектов мультипликативный эффект для всей экономики Российской Федерации составит около 40 трлн. рублей. Таким образом, будут созданы транспортные условия для обеспечения динамичного развития экономики страны, роста внутреннего валового продукта в 4,5 раза и промышленного производства в 3,3 раза, а также для оптимизации структуры экономики и освоения новых промышленных районов.
Наша справка
Московская железная дорога обслуживает 13 субъектов Российской Федерации, 9 из них полностью (в том числе и Смоленскую область). В районе тяготения дороги проживает около 30 млн. жителей - это почти пятая часть населения страны. На долю МЖД приходится около половины перевозок всей сети, ее услугами пользуется около 10 тыс. грузоотправителей. Такой сложной транспортной сети не имеет ни одна дорога компании. На столичной магистрали трудится более 93 тыс. человек.
По ряду показателей Московская железная дорога стабильно улучшает динамику производственных показателей. За последние 4 года:
- оборот грузового вагона ускорен на 10,8 часа, или на 14,6%,
- участковая скорость возросла на 2,4 км /час, или на 5,9%,
- вес грузового поезда увеличен на 134 тонны, или на 3,7%,
- производительность локомотива улучшена на 57 тыс. км брутто, или на 11,3%.
С отличной балловой оценкой 25 единиц и без неудовлетворительных километров содержат путь путейцы Смоленского отделения.
С учетом всевозрастающих размеров движения дорога постепенно перейдет с околоточной на принципиально новую участковую систему организации ремонта и содержания пути. Силами Смоленской дирекции пригородных перевозок Московской дороги создан новый рабочий поезд для путейцев. Смоленское отделение стало первым, где МЖД отрабатывает переход на участковую систему. Именно состояние путей позволяет дороге воплощать в жизнь передовые проекты скоростного сообщения, что в конечном итоге является вкладом коллектива Смоленской области в реализацию Стратегии развития отрасли.
Цена вопроса
Какие же средства потребуются для реализации Стратегии? Документ подчеркивает, что указанная стоимость запланированных работ и закупок носит рекомендательный характер. Объем инвестиций на развитие железнодорожного транспорта на 2008 - 2030 гг. по минимальному варианту составляет 11,4 трлн. руб., максимальный предусматривает общую сумму инвестиций в размере 13,8 трлн. руб. Очень характерным является то, что средства пойдут из разных источников: ОАО «Российские железные дороги», федерального и региональных бюджетов, заинтересованных частных промышленных и инвестиционных компаний.
Движение поездов будет управляться с помощью спутников
Достижение нового уровня эффективной работы железнодорожного транспорта невозможно без внедрения передовых технологий. Стратегия предусматривает разработку и применение целого ряда новшеств. Будут построены автоматизированные центры управления движением поездов с использованием спутников. На целом ряде полигонов уже в ближайшие годы начнется внедрение автоматического управления локомотивами. Безбумажный документооборот полностью вытеснит старые технологии.
Двухэтажные вагоны для пассажиров
До 2030 года будет организовано производство подвижного состава нового поколения. Это прежде всего мощные, экономичные пассажирские и грузовые локомотивы, несколько серий которых уже разработаны на российских машиностроительных заводах и в течение ближайших пяти лет займут доминирующее положение на РЖД. Пассажирский подвижной состав пополнится двухэтажными вагонами, новыми межрегиональными электропоездами со скоростью 160 км/час и высокоскоростными поездами со скоростью до 350 км/час. Грузовые вагоны смогут передвигаться со скоростью 140 км/час, они будут оборудованы кузовами из алюминиевых сплавов и оснащены раздвижными колесными парами для международных перевозок.
Новые современные типы подвижного состава будут создаваться на основе кооперации российских и зарубежных машиностроителей с производством техники, как правило, на территории России и использованием передовых технологий ведущих мировых компаний. Параллельное выполнение также утвержденной правительством Стратегии развития транспортного машиностроения РФ в 2007 - 2010 гг. и на период до 2015 года позволит преодолеть такие недостатки российского машиностроения, как нехватка производственных мощностей, техническое и технологическое отставание продукции, неудовлетворительные объемы инвестиций. При этом заказ российских транспортных компаний на технику создаст хорошую основу для наращивания мощностей машиностроительных предприятий России.
Важной инновационной составляющей Стратегии являются планы по созданию на Российских железных дорогах эффективной логистической системы, то есть прежде всего сети грузоперерабатывающих терминалов, предоставляющих широкий спектр складских, таможенных и сопровождающих услуг. Предусматриваются и внедрение современных логистических технологий управления грузопотоками и, главное, предоставление клиентам комплексных услуг по перевозке грузов «от двери до двери» по принципу «одного окна», и др. Первоочередным проектом в этой области является строительство терминально-логистических центров в наиболее крупных транспортных узлах страны с созданием опорной сети из 35 - 40 центров.
В борьбе за скорость
Отдельно следует отметить планы по развитию скоростного (160-200 км/час) и высокоскоростного (200-350 км/час) железнодорожного движения. Россия с ее просторами словно создана для высоких скоростей. Однако в последнее двадцатилетие реальных значительных результатов здесь достигнуто не было, несмотря на то что задача по созданию специализированной высокоскоростной железнодорожной магистрали (ВСМ) Москва - Санкт-Петербург поставлена была.
Выполнение планов Стратегии должно положить конец столь значительному отставанию России в этой сфере и позволит ей стать членом клуба стран с высокоскоростными железными дорогами. Всего предусматриваются три комплекса системных программных мероприятий, направленных на повышение скоростей движения.
Во-первых, это повышение маршрутных скоростей дальних пассажирских поездов, во-вторых, организация скоростного железнодорожного движения после специальной реконструкции действующих линий между крупными региональными центрами поездами со скоростью 160-200 км/час. Одним из приоритетных здесь является направление Центр - Юг (в частности, Москва - Адлер), а общая протяженность скоростного полигона составит около 11 тыс. км. В-третьих, собственно строительство специализированных высокоскоростных магистралей, на которых обеспечивается движение со скоростями до 350 км/час.
Самым приоритетным проектом, причем по минимальному варианту и уже на первом этапе до 2015 года, здесь по-прежнему остается создание ВСМ Москва - Санкт-Петербург (659 км). При этом время нахождения в пути планируется сократить до 2 часов 30 мин. Кроме того, в максимальном варианте значатся также проекты строительства высокоскоростных линий Москва - Нижний Новгород (время нахождения в пути 1 час 40 мин.) и Москва - Смоленск - Красное (около 2 часов).
Необходимые инвестиции в строительство высокоскоростных магистралей оцениваются по максимальному варианту на уровне 1 261 млрд. рублей, по минимальному - 565 млрд. руб.
Транспорт на экспорт
Одной из важнейших задач является и развитие международной деятельности ОАО «РЖД» и повышение его конкурентоспособности. До 2030 года предусматриваются развитие международных транспортных коридоров, проходящих через территорию России, транспортное обеспечение внешнеэкономических связей страны, создание логистических центров за рубежом с продлением железнодорожных линий на территорию государств Европы и Корейский полуостров, углубление сотрудничества с крупнейшими международными транспортными компаниями. Особо следует отметить перспективу развития партнерства с бывшими советскими союзными республиками.
Одним из наиболее приоритетных направлений международной деятельности ОАО «РЖД» будет дальнейшая работа по развитию экспорта транспортных услуг. Это позволит российским железным дорогам и другим транспортным компаниям привлечь дополнительные средства. В развитие своего сервиса, что пойдет на пользу прежде всего отечественным пассажирам и грузовладельцам.
***