Продолжение интервью с руководителем Департамента сборных грузов ГК TELS с Владимиром Карачуном на тему развитие сервисной IT-сферы в логистической отрасли.
В первой части статьи шел разговор о развитии транспортных бирж, состоянии рынка IT-решений для автоматизации логистического бизнеса, была затронута тема эволюции в технологиях коммуникаций. Читать первую часть.
Продолжаем разговор с экспертом. Дальнейшие вопросы: об эффектах развития IT в логистике и работе с кадрами в отрасли.
ПРОЗРАЧНОСТЬ РЫНКА
Владимир, чуть выше в нашем разговоре вы предположили, что текущее стремительное развитие автоматизации в логистике уже скоро приведет с существенным изменениям в принципах работы логистических операторов. В чем это будет выражаться?
Абсолютно точно, всё, что происходит сейчас в сфере автоматизации логистики приведет через несколько лет к высокой прозрачности ценообразования на основных наших рынках - европейских и СНГ. Для экспедиционных компаний это будет означать невозможность зарабатывать на перевозке те деньги, которые зарабатываются сейчас.
Тренд автоматизации лежит в прозрачности: от заявки на перевозку до фрахтования перевозчика. Открытость предложений в глобальном пространстве будет стимулировать конкуренцию на понижении ставок. Это сейчас уже видно по внутриевропейскому рынку: прибыльность перевозок там намного ниже, чем на международных маршрутах Европа-СНГ. Стратегия успеха перевозчика в ЕС лежит в плоскости зарабатывания прибыли на объемах низкомаржинальных перевозок: набирать объемы в десятки и сотни тысяч перевозок с профитом, пусть, по 10 евро с каждой перевозки - вот на этом и зарабатывать. На первый взгляд это кажется не очень выгодным, но, с учетом профицита предложения грузов и административного удобства работы, рынок ЕС для многих европейских перевозчиков выглядит привлекательнее, чем работа в восточном направлении.
Постепенно, но достаточно быстро, эти же условия бизнеса будут распространяться и на рынок международных перевозок в /из стран СНГ. И если экспедиции хотят оставаться конкурентными на этих рынках, им надо думать о том, как с помощью тех же интеллектуальных технологий организовать работу так, чтобы с более низкой рентабельностью сделки увеличивать общую выручку и прибыль.
Это безальтернативный вариант? Только так перевозчики сохранят свою конкурентоспособность?
Есть вариант уходить дальше «на восток»: на рынки Узбекистана, Кыргызстана, Таджикистана, Азербайджана. Некоторые мелкие перевозчики так и делают. На этих рынках, в силу их отставания, на непрозрачности ценообразования получать высокую маржу с перевозок можно дольше.
Еще сегмент логистики, где останется генерация хорошей прибыли – это проектные перевозки и сложные контрактные перевозки по множеству направлений заказчика. Там, где логистический подрядчик берет на себя решение большого комплекса вопросов. Играя на общем крупном бюджете, с готовностью возить в «минус» по одному направлению за счет выгодной компенсации за счет другого направления, оказывая услуги не только собственно по транспортировке, но и сопутствующие услуги (страхование, консалтинг, документальное сопровождение и пр.), перевозчик может получать общую неплохую прибыль. Но только при условии высокой оптимизации собственных бизнес-процессов и экспертности.
Экспертность подрядчика, благодаря которой заказчик сможет оптимизировать затраты на логистику и обеспечить высокую надежность движения грузов по всем направлениям, тоже ценится крупными заказчиками.
То есть, рынок логистики будет, если можно так выразиться, «расслаиваться» на сегмент «стандартных» перевозок с низкой маржинальностью и гиперконкуренцией, и сегмент экспертной контрактной логистики с крупными общими бюджетами?
Примерно так. И экспедиционным компаниям на нашем рынке осталось мало времени на раздумья, как они будут обеспечивать свою конкурентоспособность в меняющихся условиях.
ПРОДАЖИ В ЛОГИСТИКЕ
Как развитие IT в логистике изменит продажи логистических услуг? К чему здесь нужно готовиться участникам рынка?
В Мюнхене на конференциях выставки выступали руководители крупнейших логистических компаний. Активно обсуждаемые вопросы на очень высоком уровне: кто должен продавать логистику; какое место займут роботы в логистике, а какое будет занимать человек? Всем ясно, что продажи будут расслаиваться на, условно, «простые» перевозки – их могут продавать роботы и сервисы, и проекты, решения – их смогут продавать только эксперты с высоким уровнем компетенций и многолетним опытом работы.
Я уверен, в ближайшие годы произойдет быстрый скачок в практике продаж логистических услуг. В свете того, что идет стремительная эволюция вычислительного оборудования, появляются нейронные сети, которые могут обрабатывать большое количество данных и выдавать решения, в том числе и в логистике, все это резко ускоряет принятие решений и прозрачность работы логистов.
Автоматизация коммуникаций становится необходимостью и в том смысле, что растет новое поколение покупателей и продавцов, для которых инструменты коммуникации – это уже даже не телефоны, е-мэйлы, корпоративные сайты. Сегодняшние технологии – нейронные сети и чат-роботы, способные осуществлять контакты с потребителями ТЛУ, формировать для них предварительные предложения, общаться через мессенджеры. Роботизация будет распространяться на построение логистических схем и поиск оптимального предложения по сделанному запросу в глобальном пространстве. Отсутствие у предприятия интеграции с глобальным информационным пространством на инструментальном уровне будет означать, что этой компании для многих участников рынка просто не будет существовать, а если контакт и произойдет, то конкурировать будет намного сложнее.
Продажи проектов будет осуществляться экспертами высокого уровня, поскольку здесь продается не перевозка, а решение. Комплексная контрактная логистика уходит в сферу тендеров, поэтому квалифицированные специалисты по работе с тендерами становятся очень ценными кадрами как для покупателей услуг, так и подрядчиков.
РАБОТА С КАДРАМИ
Как в свете ожидаемой IT-эволюции может изменится работа с кадрами?
На конференции в Мюнхене активно обсуждалась проблема поколения «Y». Как их привлекать и как мотивировать? Это люди с абсолютно другой коммуникационной культурой, завязанной на информационных технологиях.
На нашем рынке – стран ЕАЭС и Украины – ситуация еще такова, что в логистике у молодежи больше возможностей в профессиональном развитии и зарабатывании денег, поэтому у нас есть преимущество в привлечении их в свою отрасль. В Европе ситуация другая – там у молодежи больше вариантов развития, и логистическая отрасль особо не выделяется уровнем зарплат. Стоит вопрос: как привлечь людей в свою отрасль, в логистику? Компаниям просто приходится подстраиваться под них, запускать специальные приложения, организовывать комфортную для молодежи коммуникационную среду.
Вопрос автоматизации бизнеса актуален не только с точки зрения оптимизации затрат, но и с позиций дефицита профессиональных кадровых ресурсов. Идет работа над тем, чтобы «стандартные» перевозки организовывались и контролировались насколько возможно автоматизированными технологиями под управлением операторов, от которых не требуется собственных высоких компетенций.
При этом крупные компании интегрируются с кафедрами университетов, работают с преподавательским и профессорским составом, чтобы, с одной стороны, разрабатывать новые научные подходы и инструменты организации своей деятельности, с другой стороны, уже со студенческой скамьи растить экспертов для своей отрасли, которые могли бы заниматься организацией логистических процессов.
Но, в отличие от нашего рынка, где обслуживание логистики – это преимущественно дело молодых, в Европе менеджеры по логистике – это люди в возрасте. Почему вопрос привычек молодежи встает так остро?
Да, в Европе логистика - это «великовозрастная» отрасль, основной кадровый состав на текущий момент – это не молодежь, а те, кому далеко за 30. Большинство основных должностей занимают люди в возрасте 40-50 лет. Они бы, наверное, могли работать и дальше «по старинке».
Но рынок растет, ВВП увеличивается – нужны кадры, которые будут обслуживать этот рост. На выставке Transpoland представители одного из крупных кадровых интернет-порталов озвучили такую информацию: в течение ближайших трех лет логистическая отрасль Европы будет испытывать дефицит кадров порядка 250 тысяч. И здесь без молодежи не обойтись. Конкуренция идет очень сильная, поэтому технологическое развитие компаниям просто необходимо. Тут уж «старичкам» приходится себя пересиливать, слушать экспертов – как завлечь молодежь, как развить ее в своей отрасли. Это стимулирует даже крупные неповоротливые компании разворачиваться в сторону интересов молодежи.
***
Крупные и средние экспедиции стран ЕАЭС и Украины, работающие на международном рынке, не смогут оставаться в стороне от процессов в Европе. Как я уже говорил, скорость развития IT-технологий такова, что нам осталось, возможно, пару-тройку лет на решение вопросов информационной модернизации своей деятельности, и речь идет не просто о «косметических» улучшениях, автоматизации каких-то фрагментов своего бизнеса – технологическая конкурентоспособность возможна только при комплексной модернизации, и она станет ключевым фактором успеха.