— А у меня машина теперь — "девятка"!
— У тебя же "шестерка" была...
— Перевернулась!
Именно с такой легкой ноты и хочется начать разговор о значимых переменах, которые произошли во взаимодействии логистических операторов и производителей сектора Automotive.
Точно так же как шестерка превратилась в девятку, попав в аварию, сложная экономическая ситуация в мире и ее гулкие отголоски на российском рынке способствовали развитию логистического рынка, в том числе привели к повышению конкурентоспособности операторов в работе с сектором Automotive.
На данном этапе автомобильный рынок находится в состоянии стагнации, в первую очередь это заметно по результатам продаж готовых автомобилей. По итогам 2012 г. сбыт в России вырос на 11%(реализовано 2 млн. 935 тыс. машин), для сравнения европейский рынок продал на 8,2% меньше, чем в 2011 г. Однако темпы роста российского автомобильного рынка по сравнению с 2011 годом снизились втрое (тогда они достигли рекордных 29%), более того по результатам первых шести месяцев в 2013 г. продажи легковых автомобилей в России в штучном выражении снизились на 6%, а в денежном – на 4,7%. Согласно прогнозу агентства PricewaterhouseCoopers (PwC), по итогам года в России может быть продано около 2,7 млн новых автомобилей. Таким образом, снижение объемов реализации легковушек составит 1,5-3%. Данный прогноз является довольно оптимистичным, и сделан он с учетом возобновления программы льготного автокредитования и постепенным схождением на нет эффекта отложенного спроса, который активно проявлялся в посткризисный период. (Предполагается, что уровень выдачи льготных автокредитов во второй половине 2013 года заметно подрастет, что скажется на конечных показателях года.)
Соответственно, сейчас мы наблюдаем следующую картину: сокращаются объемы перевозок готовых автомобилей, увеличиваются стоки, а дилерские сети перегружены. Несмотря на это на российском рынке планируется дальнейшее развитие сборочного производства и продолжение процессов локализации. Более того, на территории России насчитывается порядка 20 заводов, где в ряде случаев планируется наращивать мощности. Например, Volkswagen Group собирается увеличить мощность своего завода в Калуге, неподалеку от Москвы, на 20 000 единиц, а также довести контрактное производство автомобилей Volkswagen и Skoda на заводе Группы ГАЗ в Нижнем Новгороде до 132 000 единиц. На подобном фоне и была проведена конференция Automotive Logistics Russia 2013 , где обсуждались различные аспекты развития логистики для сектора Automotive и особенно отмечалось значение инвестиций в инфраструктуру.
— Что ждут представители автомобильных концернов от логистических операторов? С этим вопросом я обратилась к Галине Гельфанд, директору по развитию компании LogLab, которая уже 17 лет успешно работает с автомобильными компаниями и лично посетила конференцию Automotive Logistics Russia 2013.
— Автоконцерны в первую очередь нуждаются в надежных логистических операторах, которые гарантирует исполнение сложных схем поставок на условиях «just in time», в особенности это касается сборочного производства, объемы которого с каждым годом увеличиваются. Во-вторых, от логистических провайдеров ожидают оптимизации логистики за счет формирования системы распределительных складов в регионах за пределами центрального района России, автоматизации процессов, нестандартных схем транспортировки, «умных» 3PL-схем. В-третьих, как и любой клиент, автоконцерны хотят прозрачности всех процессов, что достигается внедрением IT-инфраструктуры (если мы говорим про склады - это анализ движения товаров, рекомендации по размещению, отгрузке, подбору, если о транспортной логистике – это система отслеживание грузов, если 4pl – это планирование и прогнозирование запасов).
Например, в июне, во время переговоров с представителями совместного производства Cummins Kama в Набережных Челнах мы презентовали им наши дополнительные сервисы мониторинг с использованием GPRS, спутниковой и мобильной связи и tracking с помощью нашей собственной разработки SRDL(единая информационная система). В итоге уже в июле 2013 г. мы запустили совместный проект – поставка на условиях «just in time».
Еще можно отметить, что система продаж в целом изменилась. Проекты стали сложнее, требования выше, продажи труднее. Если раньше было возможно получить бизнес, благодаря выстроенным коммуникациям, то сейчас этого недостаточно и такого явления как «сделка в легкую» на рынке не существует. И сейчас как никогда важно не только заключить сделку, но и выполнить свои обязательства в полной мере, даже чуть больше. При поставках на условиях «just in time» ценится аккуратность в деталях. Знаете, во время трансляций чемпионатов по фигурному катанию после успешного номера спортивный комментатор говорит «откатал безупречно чисто». Вот к такому комментарию следует стремиться логистическим операторам, если они хотят быть успешными в секторе Automotive.
— Галина, можете описать Ваше первое впечатление от конференции Automotive Logistics Russia 2013 одним предложением?
— Люди рады видеть друг друга.
— Поистине, краткость – сестра таланта. А с чем связано такое дружелюбие в самом центре мегаполиса, который в свою очередь и духовной столицей не является?
— Все очень просто, уже многие годы состав участников практически не меняется. Люди меняют должности и бренды, но в целом эту конференцию можно сравнить с ежегодным съездом большой семьи на Новый Год. И несмотря на хороший подбор спикеров и тем выступлений, наибольшая польза для участников данной конференции скрывается именно в неформальном общении с коллегами по цеху.
— Галина, на что же были направлены все кулуарные беседы, раз Вы так выделяете их важность?
— По сути все беседы были направлены на обсуждения интересов производств, дилерских сетей и возможных форматах сотрудничества с ними. Значительная часть обсуждений была посвящена роли IT-инфраструктуры и требованиях автоконцернов по прозрачности всех процессов.
— Как Вы оцениваете результаты конференции для Вас и Вашей компании?
— Самое главное, мне удалось напомнить о себе, рассказать об услугах и проектах, которые может реализовывать LogLab. Благодаря общению с представителями автоконцернов, удостоверилась, что мы идем в верном направлении и дальнейшее инвестирование в IT – это самое плодородная почва для будущих всходов.
Лично для себя было очень приятно осознать, что меня узнают в лицо и помнят по имени. И, честно говоря, очень порадовала стопка визиток, которая еле-еле поместилась в дамскую сумочку. Даже хорошие Sales-managers, Top-managers не очень любят холодные звонки и встречи, так что я очень довольна, что избежала этого благодаря конференции.
— Какую бы оценку Вы поставили организаторам за подбор спикеров, тем и создание подобной атмосферы?
— Конечно, 5+.
А какие вопросы задали бы Вы касательно конференции и деятельности логистических операторов в целом?
Выходите в прямой эфир и задавайте каверзные вопросы.
Материал подготовила Ищенко Анастасия, PR-менеджер LogLab