Выход из строя насоса охлаждающей жидкости может не только вызвать перегрев двигателя, но и в некоторых случаях даже привести к разрыву ремня привода ГРМ.
Вот почему так важно обнаружить неисправность как можно раньше. Эксперты компании SKF советуют, как это сделать.
Три основных симптома неисправности насоса:
- утечка охлаждающей жидкости;
- колебания температуры, видимые на индикаторе (если автомобиль им оборудован);
- нехарактерный шум в моторном отсеке.
Утечка охлаждающей жидкости
Одно из мест в системе охлаждения, где может появиться утечка, — это водяной насос. Причиной утечки может быть уплотнение насоса или прокладка между его корпусом и блоком двигателя. В случае насосов, приводимых в движение ремнем привода вспомогательных агрегатов, определить место утечки относительно легко. Однако в случае, когда используется ремень ГРМ, все несколько сложнее. Здесь может потребоваться снятие защитного кожуха привода ГРМ. У большинства насосов в корпусе предусмотрено дренажное отверстие, из которого, в случае повреждения уплотнения, вытекает охлаждающая жидкость. Следует отметить, что наличие небольшого количества влаги вокруг этого отверстия не обязательно свидетельствует о повреждении уплотнения. «Существуют также нетипичные решения. К примеру, в микроавтобусе VW T5 с двигателем 2.5 TDI насос приводится в движение зубчатой передачей. В этом случае повреждение уплотнения может привести к попаданию охлаждающей жидкости в масло», — предупреждает Томаш Охман (Tomasz Ochman) из компании SKF.
Колебания температуры жидкости
Другая неисправность насоса может возникнуть в результате повреждения его рабочего колеса. Разрушение лопастей крыльчатки или её проворачивание на приводном валу приводит к ограничению или даже к полному прекращению циркуляции жидкости в системе охлаждения. Это вызывает резкий рост или нехарактерные колебания температуры. Перед разборкой насоса, необходимой для правильного диагностирования такой неисправности, следует проверить и исключить повреждение других элементов системы охлаждения: термостата, радиатора и датчика температуры.
Неисправности рабочего колеса насоса не вызваны эксплуатационным износом, а могут возникнуть в результате внутреннего дефекта некачественной детали или попадания в систему инородного тела. Вот почему так важно использовать оригинальные запасные части, а при каждой замене насоса — выполнять промывку системы охлаждения.
Поскольку в современных автомобилях водяные насосы обычно меняются при замене ремня ГРМ, мы часто забываем о возможности повреждения насоса.
«Развитие дефектов в насосе обычно протекает постепенно. Вначале это может быть небольшой шум или минимальная утечка. Во избежание описанных выше серьезных последствий важно своевременно выявлять и устранять повреждения насоса», — предупреждает Томаш Охман.
Нехарактерный шум
Помимо уплотнения, в водяном насосе также может быть поврежден подшипник. Типичным симптомом такой неисправности является резкий шум, возникающий в области размещения насоса. Для окончательной проверки необходимо разобрать его привод (сняв клиновой ремень или ремень ГРМ) и вручную провернуть вал. Появление аналогичного звука или ощутимого люфта означает, что поврежден именно подшипник. При исправном подшипнике вал насоса вращается равномерно, с небольшим сопротивлением, при этом нехарактерные шумы отсутствуют.
«Исправный водяной насос поддерживает стабильную температуру двигателя, что, в свою очередь, принципиально важно для его многолетней бесперебойной работы», — резюмирует Томаш Охман.