25 августа во время проведения Московского Международного Форума Автомобилестроения IMAF 2015 своим мнением о развитии ситуации на российском рынке поделились представители отраслевых министерств и топ-менеджеры ведущих игроков рынка: FordSollers, Volkswagen, Автоваз, Группа ГАЗ, Continental, Рольф, PCMA и др.
Форум проходил в рамках выставки автокомпонентов «Автомеханика» в Экспоцентре в Москве. Соорганизатором мероприятия выступила Ассоциация Европейского Бизнеса. В нем приняли участие 180 делегатов из России, Франции, Германии, Италии, Нидерландов, Великобритании, Индии и Турции. Пленарное заседание было посвящено новому этапу автомобильной индустрии в России, рассматривались текущие тенденции, прогнозы и перспективы, методы государственной поддержки отрасли.
В соответствии со статистикой представленной Генеральным директором Автоваза Бу Андерсоном большинство заводов автопроизводителей испытывают проблемы в связи с низким производственным потенциалом. В свою очередь LADA показывает более высокие результаты по сравнению с другими марками автомобилей в сегменте до 600 тыс. руб. За 7 месяцев текущего года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года производство моделей LADA сократилось на 27%, когда среднее падение на рынке составило 35,7%. 4 из 10 самых популярных в России марок производятся под маркой LADA.
Директор аналитического агентства Автостат Сергей Целиков представил обзор вторичного рынка автокомпонентов. Агентство подсчитало, что россияне на новые авто в 2014 году потратили 2,4 трл.руб, а на авто с пробегом 3,3 трл.руб. На услуги автосервиса для легковых авто было затрачено 540 млрд.руб, на запчасти для легковых авто 930 млрд.руб., для грузовых авто - 400 млрд.руб. По состоянию на 1-ое июля 2015 года автомобиль есть у каждой второй семьи. В среднем на каждую 1000 жителей приходится 284 автомобиля. В США этот показатель составляет 799 авто. Более половины автопарка – это отечественные модели. На втором месте после автомобилей LADA (33,9%), находится производитель Toyota (9%) (Рис.1).
В 2014 году объем вторичного рынка автокомпонентов вырос в количественном выражении на 4,7%, в денежном на 1,5% до 17,2 млрд $. Доля автозапчастей для иномарок в количественном выражении составила 53,7%, в денежном 80,9%. 16,9 % рынка в 2014 году занимали автозапчасти к моделям Toyota (Рис.2).
Ирина Тулупова, директор по операциям с автозапчастями компании TABLOGIX, выступая в рамках сессии «Вторичный рынок компонентов и послепродажного обслуживания в России» рассказала, как автопроизводители налаживают эффективное взаимодействие с дилерской сетью, настраивают бизнес-процессы на распределительном центре автозапчастей (РЦ), оптимизируют способы доставки продукции дилерам.
С целью качественного обслуживания дилеров в РЦ создаются специализированные службы по работе с дилерами. Они оказывают дилерам техническую поддержку: помощь в подборе деталей в электронном каталоге или Интернет-магазине автопроизводителя, информируют о сроках доставки, обрабатывают рекламации, обучают дилеров работе с программными средствами автопроизводителей.
Ирина также отметила, что качество обслуживания дилеров зависит от уровня профессионализма сотрудников РЦ и степени автоматизации бизнес-процессов. На многих РЦ автозапчастей внедрена и сертифицирована система менеджмента качества в соответствии со стандартом ISO 9001:2008, что также способствует постоянному повышению качества обслуживания. Компания Ford Sollers поддерживает собственные стандарты качества работы РЦ. С 2014 года TABLOGIX является обладателем выданного Ford Sollers сертификата Logistic Service Quality Award, который удостоверяет, что работа РЦ Ford Sollers в России соответствует глобальным стандартам качества автопроизводителя.
Пресс-служба TABLOGIX