X5 и «Перекрёсток» открыли цифровые лаборатории в супермаркетах: 90% процессов — под управлением технологий

X5 Group и торговая сеть «Перекрёсток» запустили инновационные лаборатории на базе двух супермаркетов в Москве. В этих пространствах тестируются решения на базе ИИ, интернета вещей и компьютерного зрения — с целью масштабной цифровизации процессов, повышения операционной эффективности и улучшения клиентского опыта.

Зачем X5 нужны супермаркеты-лаборатории

Две пилотные точки — на Осеннем бульваре и в ТЦ «Афимол-Сити» — стали «живыми площадками» для опробования и масштабирования передовых технологических решений в ритейле.

В рамках проекта оцифровываются до 90% торговых процессов, включая:

  • управление ассортиментом,

  • контроль запасов и выкладки,

  • поведение покупателей в зале,

  • качество коммуникаций с клиентами,

  • работу оборудования и персонала.

Как отмечает Сергей Андреев, директор по инновациям X5 Group:

«Инновационные лаборатории — это инструмент для быстрой проверки гипотез, поиска инсайтов и масштабирования эффективных решений. Мы открыты для партнёрства с разработчиками и стартапами».

Какие технологии тестируются

В лабораториях X5 одновременно обкатываются 4 группы технологий:

1. Компьютерное зрение (CV)

«Умные» камеры по периметру торгового зала анализируют:

  • трафик и перемещения клиентов;

  • очереди на кассах;

  • заполненность полок;

  • ассортимент и предпочтения покупателей.

Это позволяет:

  • адаптировать выкладку под реальные потребности;

  • своевременно устранять перебои в доступности товара;

  • повышать эффективность работы касс и зала.

2. Bluetooth-маячки

Устройства отслеживают маршруты движения и поведенческие паттерны покупателей, что помогает оптимизировать:

  • планограммы;

  • зонирование торгового пространства;

  • управление персоналом.

3. IoT (интернет вещей)

Датчики мониторинга отслеживают:

  • температуру;

  • освещение;

  • уровень CO₂ и другие параметры среды.

Автоматическая корректировка делает посещение магазина более комфортным и снижает издержки на эксплуатацию оборудования.

4. Аудиобейджи + ИИ

Микрофоны с ИИ-аналитикой помогают оценивать качество обслуживания:

  • фиксируют корректность и эффективность коммуникации сотрудников;

  • дают данные для обучения персонала и улучшения сервиса.

Что это даёт X5 и «Перекрёстку»

Бизнес-цели лабораторий:

  • рост товарооборота;

  • снижение операционных затрат;

  • повышение точности решений (на основе поведенческих данных);

  • увеличение скорости внедрения технологических инноваций.

Александр Чухонцев, директор по поддержке и эффективности бизнеса «Перекрёстка», подчёркивает:
«Мы максимально цифровизируем пространство, чтобы быстро выявлять инсайты и масштабировать эффективные технологии в масштабах сети».

Что это даёт покупателю

  • меньше очередей и быстрее обслуживание;

  • всегда наполненные полки;

  • более комфортная среда в торговом зале;

  • персонализированный ассортимент.

Таким образом, лаборатории становятся не только ИТ-проектом, но и фактором прямого влияния на клиентский опыт.

Почему это важно для отрасли

X5 Group системно подтверждает статус технологического лидера среди российских ритейлеров, выводя тестирование решений на уровень реального ритейла, а не лабораторных пилотов.

Проект открывает дорогу:

  • сотрудничеству с ИТ-стартапами и вендорами;

  • появлению новой роли магазина — как пространства для цифровой аналитики;

  • трансформации профессий: от «кассира» к цифровому консультанту.

Супермаркет как цифровая платформа

X5 превращает обычный магазин в интеллектуальную систему, где каждое действие измеримо и оцифровано. Такой подход формирует будущее омниканального ритейла, где технологии становятся не надстройкой, а неотъемлемой частью операционной модели.

 

Новостная рассылка

Новостной дайджест на вашу почту!

 
Новости