20 ноября АО «ГЛОНАСС» провело в Москве X Международный Конгресс «ЭРА-ГЛОНАСС — эра новых возможностей». Участники мероприятия подвели итоги работы ГАИС «ЭРА-ГЛОНАСС» за прошедшие пять лет, рассказали о перспективах применения системы, представили прогнозы в сфере пассажирских и грузовых перевозок на земле, воде и в воздухе, а также озвучили тенденции развития беспилотного транспорта. Ежегодный форум прошел в рамках главного события отрасли — Транспортной недели.
Открыл Конгресс Юрий Борисов, Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации, Председатель Совета директоров АО «ГЛОНАСС», обратившийся с приветственным словом к участникам мероприятия по видеосвязи. «Сегодня мы можем смело сказать, что добились гораздо большего, чем планировали. «ЭРА-ГЛОНАСС» стала основой цифровизации транспортной отрасли страны. На ее платформе развёрнуты сервисы по мониторингу движения автомобильного и железнодорожного транспорта, как пассажирского, так и грузового. Активно развиваются инфраструктурные возможности системы, включая сеть связи для Интернета вещей», – отметил Юрий Борисов. Спикер выразил уверенность, что через пять лет «ЭРА-ГЛОНАСС» выступит в роли цифровой транспортно-логистической экосистемы, а возможно – и платформы для управления беспилотными автомобилями. Он подчеркнул, что задача государства и АО «ГЛОНАСС» – предоставить на равных для всех участников рынка условиях национальную безопасную платформу для реализации любых навигационных проектов, способных привести страну к цифровому и технологическому прорыву.
Игорь Милашевский, генеральный директор АО «ГЛОНАСС», в своем приветствии поздравил участников и гостей Конгресса с пятилетием системы. Он выразил глубокую признательность людям, внесшим существенный вклад в создание и развитие ГАИС «ЭРА-ГЛОНАСС». Отмечая результаты работы системы, спикер отметил: «О востребованности «ЭРА-ГЛОНАСС» лучше всего говорят цифры. Среднее количество вызовов в сутки составляет сегодня свыше 17 тысяч. За год количество вызовов от свидетелей происшествий выросло на 30%». Игорь Милашевский выделил четыре важнейших элемента инфраструктурного развития системы: сеть связи, высоконагруженная платформенная система, доверенная среда для защиты сетевого взаимодействия и высокоточное позиционирование. Пятым значимым элементом, в соответствии со стратегией АО «ГЛОНАСС», является инклюзивный подход к ведению бизнеса. По словам докладчика, на перспективных растущих рынках АО «ГЛОНАСС» не пытается занять монопольное положение, а предпочитает работу с партнерами. Такое взаимодействие способствует быстрому созданию продуктов для конечных пользователей, опережающему развитию рынков для российских производителей и сервис-провайдеров.
С приветственным словом к участникам Конгресса обратился Николай Никифоров, председатель наблюдательного совета университета «Иннополис», член совета директоров АО «ГЛОНАСС». Он отметил, что запуск ГАИС «ЭРА-ГЛОНАСС» является важной вехой в цифровизации РФ и использовании информационных и навигационных систем для обеспечения безопасности транспортного комплекса. «ЭРА-ГЛОНАСС» доказала свою эффективность, и опыт реальной эксплуатации в течение пяти лет позволяет в этом убедиться. Спикер считает необходимым расширить применение системы на другие виды транспорта: суда, малая авиация, беспилотный транспорт. Также Николай Никифоров отметил, что транспортные ГИС должны быть интегрированы с ГАИС «ЭРА-ГЛОНАСС» для обеспечения сквозного обмена информацией. Еще одним важным шагом, по его мнению, должно стать постепенное подключение к системе б/у автомобилей.
Михаил Блинкин, председатель общественного совета Министерства транспорта РФ, директор института экономики транспорта и транспортной политики ВШЭ, член экспертного совета при Правительстве РФ, в своем приветствии отметил: несмотря на то, что текущий год был тяжёлым для экономики, цифровая эра транспорта будет существовать весь ближайший век.
На юбилейном конгрессе Игорь Милашевский вручил памятные медали за вклад в создание и развитие ГАИС «ЭРА-ГЛОНАСС» главе Республики Алтай Олегу Хорохордину, генеральному директору ПАО «МАК «Вымпел» Сергею Боеву, начальнику управления экономики и финансов АО «Информационные спутниковые системы» имени академика М. Ф. Решетнёва» Анатолию Шилову, советнику помощника президента РФ Андрею Недосекову.
Из Германии с онлайн-докладом выступила консультант по проектам ITS mobility GmbH Ариана Хесрави. Компания развивает систему eCall по всей Европе и является партнером АО «ГЛОНАСС». Спикер рассказала об истории создания и перспективах развития eCall в Европе. Сегодня в Евросоюзе зарегистрировано свыше 260 млн транспортных средств, подключённых к данной системе. Планируется распространение eCall на все категории транспортных средств: устройства будут установлены не только на легковые автомобили, но и на автобусы, сельхозтехнику и др.
Пленарное заседание Конгресса прошло в формате живой дискуссии, посвященной будущему транспортной отрасли и роли «ЭРА-ГЛОНАСС» в перспективном развитии цифровых информационно-навигационных технологий. Модератором выступила заместитель генерального директора АО «ГЛОНАСС» Александра Аронова. Открывая дискуссию, спикер привела актуальную статистику работы ГАИС «ЭРА-ГЛОНАСС»: более 6 млн подключенных автомобилей и свыше 8 млн экстренных вызовов. Она отметила, что в текущем году зафиксирован рост доли вызовов, осуществленных в автоматическом режиме, то есть в результате сильного ДТП, когда пострадавший находился в тяжелом состоянии. Если в 2017 г. таких вызовов было 52%, то в 2020 году – уже свыше 74%. Александра Аронова отметила, что автоматический вызов экстренных оперативных служб – это важнейшая функция ГАИС «ЭРА-ГЛОНАСС», которую невозможно реализовать, используя такой привычный способ связи как мобильный телефон.
В дискуссии приняли участие: директор Департамента цифровой трансформации Минтранса РФ Дмитрий Баканов, член Комитета по транспорту и строительству Госдумы РФ Александр Васильев, заместитель председателя правления по интеллектуальным транспортным системам и цифровизации ГК «Автодор» Игорь Козубенко, председатель наблюдательного совета университета «Иннополис» Николай Никифоров, директор департамента радиоэлектронной промышленности Минпромторга РФ Василий Шпак, президент «Российского Союза Автостраховщиков» Игорь Юргенс.
Участники беседы обсудили вопросы повышения безопасности дорог в России. Была подчеркнута важность превентивного подхода к предотвращению аварий. Александр Васильев отметил, что период пандемии и снижения занятости, к сожалению, не способствовал уменьшению аварийности. Кроме того, по его словам, зачастую на отремонтированных магистралях она осталась прежней или даже повысилась. Такой парадокс он объяснил тем, что на хороших дорогах водители перестают соблюдать скоростной режим, и это приводит к ДТП. Для улучшения текущей ситуации нужно оснастить дороги необходимой инфраструктурой – тротуарами, светофорами, ограждениями и т.п. Важным источником данных о ДТП, конечно же, является ГАИС «ЭРА-ГЛОНАСС». Необходимо также собирать информацию из других источников (Госавтоинспекция, навигаторы, карты «убитых» дорог и пр.) и использовать полученный массив данных для всестороннего анализа и обеспечения безопасности дорожного движения.
Дмитрий Баканов считает, что необходимо обеспечивать интеграцию и транспортных систем, и систем документооборота, и решений для межведомственного взаимодействия. При этом он отметил, что по ряду направлений интеграция будет реализована достаточно быстро, уже в 2022 году, по другим – к 2025 году.
Олег Хорохордин, глава республики Алтай, рассказал об особенностях реализации транспортных проектов в регионе. Спикер отметил успешное развитие транспортной сети: Алтай вошел в число 14 регионов, где к 2024 году будет создана качественная дорожная инфраструктура. В республике развиваются проекты по использованию водородного транспорта, а общественный транспорт уже сейчас работает на газе. В перспективе на Алтае будут созданы все условия для применения беспилотников. Сегодня на базе инфраструктуры «ЭРА-ГЛОНАСС» в регионе формируется система управления транспортом.
Игорь Козубенко на примере трассы М4 «Дон» рассказал о развитии платных дорог в России. Идет активная работа над обеспечением безопасности трасс и повышением комфорта для водителей. По его словам, применяемые сегодня комплексные меры повышения безопасности на платных дорогах показывают отличные результаты. Спикер отметил, что в этом году у системы «ЭРА-ГЛОНАСС» появилась возможность направлять карточку вызова не только в экстренные оперативные службы, но и оператору платной дороги. Это существенно упростит жизнь водителям на скоростных дорогах. В случае аварии или для получения технической помощи нет необходимости искать контакты оператора: нажав на кнопку SOS, можно будет вызвать аварийных комиссаров. Их быстрое прибытие на место ДТП ускорит оказание первой помощи пострадавшим и защитит других участников движения от риска попасть в аварию из-за помехи на дороге.
Значительная часть дискуссии была посвящена теме транспорта будущего. Игорь Козубенко отметил, что к 2030 году созданная инфраструктура может позволить перевозить порядка 20% грузов беспилотным транспортом.
Николай Никифоров высказал мнение, что в будущем сохранится баланс между развитием инфраструктуры автодорог и бортовых систем автомобилей. Он убежден, что к 2030 году в нашей стране будет сотни тысяч автономных авто; что транспорт станет беспилотным гораздо быстрее, чем нам кажется – ведь уровень готовности сегодня очень высок. По словам Николая Никифорова, отрадно, что российские разработчики являются лидерами в этой области. Дальнейшее развитие спикер видит в создании единой информационной платформы для беспилотного транспорта, частью которой может стать «ЭРА-ГЛОНАСС».
Василий Шпак выразил уверенность в том, что прогресс в транспортной отрасли не остановить. Но при этом необходимо очень тонко проводить грань между ответственностью водителя за включение автопилота и беспилотными технологиями. Развитие автономных авто тормозит нерешенный вопрос ответственности за возможные происшествия. Спикер предположил, что вначале движение беспилотников будет происходить только по выделенным дорогам или полосам. В результате люди постепенно привыкнут к таким машинам. Возможно, уже сейчас стоит разрешить беспилотную доставку грузов по выделенным полосам, с экономической точки зрения она могла бы себя окупить. Надо дать возможность субъектам РФ проводить ее по определенным правилам, обеспечивая при этом полную безопасность. Василий Шпак остановился и на необходимости решения вопроса кибербезопасности. По его мнению, должны быть полностью защищены как устройства управления автомобилем, так и верхнеуровневые транспортные информационные системы. Также важно применять отечественное оборудование и ПО, поддерживая российских производителей.
Традиционно на Конгрессе обсуждались вопросы автострахования. Игорь Юргенс отметил, что сегодня уже 60 млн людей заключили полисы ОСАГО в электронном виде. По его словам, любые сервисы для автомобилистов должны работать быстро и безотказно, а их интеграция должна быть бесшовной.
Спикерами в ходе дискуссии была отмечена необходимость распространения применения системы «ЭРА-ГЛОНАСС» на большее количество транспортных средств, включая те, что уже находятся в обращении. Ведь системы экстренного реагирования при авариях, сокращающие время передачи информации о происшествии в экстренные службы, признаны во всем мире одним из основных способов уменьшения травматизма и смертности на автодорогах. Особо была подчеркнута значимость соблюдения правила «золотого часа» и отмечена ведущая роль ГАИС «ЭРА-ГЛОНАСС» в обеспечении этого требования. Участники дискуссии сошлись во мнении, что система в перспективе будет обеспечивать безопасность любых видов транспорта и станет основой создания глобальной транспортно-логистической платформы.
По окончании пленарного заседания при участии директора Департамента цифровой трансформации Минтранса Дмитрия Баканова прошла церемония подписания соглашения о сотрудничестве между АО «ГЛОНАСС» и АО «Спутниковая система «Гонец». Подписи под документом поставили генеральный директор АО «ГЛОНАСС» Игорь Милашевский и генеральный директор спутникового оператора Павел Черенков. Сотрудничество предусматривает совместную разработку продуктов и реализацию проектов в сфере систем безопасности на транспорте, навигационно-связного обеспечения и мониторинга подвижных объектов. Отдельным направлением взаимодействия станет развитие продуктов для сегмента Интернета вещей, продвижение которого реализуется в рамках программы комплексного развития космических информационных технологий «Сфера».