Как логистические компании перестраивают свои цепочки под регионализацию поставок

Мировая логистика переходит от привычных цепочек поставок к гибридным схемам в промежутке между глобализированными и регионализированными. У этого несколько причин: геополитическая напряженность, рост транспортных рисков и эхо недавней пандемии. Логистические операторы вынуждены адаптировать инфраструктуру под особенности современной торговли — что они и делают, переходя к регионализации поставок.

В России тенденции не отличаются от международных — происходят диверсификация маршрутных сетей, рост ближних рынков и усиленная цифровизация логистики.

От глобализации к регионализации

Регионализация — это направление, которое определяет нынешние изменения в цепочках поставок. Суть заключается в переносе производственных и складских мощностей ближе к конечным рынкам сбыта и в диверсификации поставщиков по «дружественным» регионам.

В отчете Exploring Regionalisation and Globalisation Dynamics («Исследуя динамику регионализма и глобализации») Maersk отмечается, что регионализация не заменяет и не отменяет глобализацию, а перестраивает ее, создавая устойчивые подсети поставок внутри регионов.

Часть компаний уже адаптировали свои цепочки для повышения устойчивости, а некоторые из организаций планируют увеличить долю региональных хабов. Такой подход позволяет снизить зависимость от дальних маршрутов и повысить управляемость поставок.

Новая архитектура цепочек

Регионализация меняет модель работы логистики. Крупные операторы создают распределительные центры ближе к рынкам сбыта и увеличивают объемы запасов в регионах. Как результат — это сокращает время доставки, повышает гибкость и снижает чувствительность системы к внешним сбоям.

Одновременно с этим растет роль цифровых инструментов: системы класса control tower обеспечивают сквозную видимость цепочек поставок, а предиктивная аналитика помогает перераспределять потоки в реальном времени. Здесь новым «игроком» становится искусственный интеллект, который активно применяется для составления прогнозов, автоматического сбора отчетов и обработки больших объемов данных. Он становится распространеннее, потому что сильно ускоряет процессы. Именно такому можно научиться на большом практикуме по Perplexity AI от онлайн-университета «Зерокодер» — это про нейросеть, которая обрабатывает огромные объемы информации и может помочь в том числе с логистикой.

Стандартом для внутригородских и межрегиональных логистических маршрутов становятся мультимодальные коридоры, совмещающие железнодорожные, автомобильные и морские перевозки. Активно развиваются маршруты Север‑Юг и контейнерные схемы.

Важным направлением остается автоматизация складов. Объем мирового рынка автоматизации резко растет, как растет роль цифровизации и автоматизации складов, внедрения IT‑решений, WMS/TMS‑систем и роботизированных комплексов.

Экономика решений

Создание региональных центров и дополнительных буферных складов требует инвестиций, что логично. Увеличение запасов повышает затраты, а автоматизация требует вложений в оборудование и программное обеспечение. Однако в долгосрочной перспективе регионализация снижает издержки, связанные с задержками и перебоями поставок, и обеспечивает более стабильный уровень обслуживания клиентов. Растет и удовлетворенность конечных потребителей, которые получают свои товары быстрее, что не может не сказаться на общей репутации компаний.

При этом OECD предупреждает, что чрезмерное смещение к регионализации способно снизить эффективность мировой торговли и негативно повлиять на ВВП. Оптимальная стратегия — комбинированный подход, при котором компании сохраняют часть глобальных связей, но создают региональные буферы для ключевых категорий товаров.

Консолидация и новые игроки

Регионализация ускоряет консолидацию в отрасли. Один из ярких примеров — сделка DSV по приобретению Schenker в 2024 году, которая отражает стремление крупных игроков расширять географическое присутствие и укреплять региональные сети. В результате сделки DSV получает доступ к сильным позициям Schenker в Европе и Азии, а Schenker — к мощной сети DSV в Северной Америке. Формируется более плотная и сбалансированная региональная структура — то, что нужно в условиях регионализации поставок.

В российском контексте аналогично — растет структурирование логистических цепочек, особенно в экспорте, а государственные институты, такие как Российский экспортный центр, активно участвуют в создании новых маршрутов и сервисов.

Зато на уровне средних компаний наблюдается противоположная тенденция: рост числа нишевых 3PL-провайдеров, ориентированных на узкие региональные сегменты и специализированные отрасли, такие как, например, фармацевтика или автопром.

Баланс гибкости и стоимости

Под цели регионализации попадают не только сокращение рисков, но и повышение устойчивости логистических процессов. Однако избыточное копирование мощностей ведет к росту затрат, поэтому логистические операторы все чаще применяют модель «гибридных цепочек»: часть потоков остается глобальной, тогда как критические поставки локализуются.

Регионализация поставок — устойчивый тренд, который определяет развитие современной логистики. Крупные операторы инвестируют в автоматизацию, ИИ, цифровую видимость и создание региональных хабов. Их целью является объединение скорости локальных поставок и масштаба глобальных сетей. Для рынка это означает переход к новой модели — гибридной, сбалансированной и устойчивой к внешним шокам.

Глобализация не уходит, но ее структура меняется: вместо одной мировой цепочки формируется сеть взаимосвязанных региональных контуров, где эффективность достигается не масштабом, а управляемостью.

Реклама ИНН 9715401631 ООО «Зерокодер» erid:2SDnjeprg95

 

Новостная рассылка

Новостной дайджест на вашу почту!

 
Новости