Перевозка товара из Китая в Москву может стоить копейки, но путь от сортировочного центра до двери зачастую бывает дороже, чем все остальное. Этот финальный «рывок» называется «последняя миля», и его цена составляет 30-53% от всей стоимости доставки. При всем этом клиенты нередко остаются недовольны — например, когда товар могут привезти «в течение дня», или когда курьер не находит сразу нужный адрес.
«Последняя миля» — самая «узкая» часть цепочки поставок, от которой напрямую зависит то, будет ли клиент доволен сервисом.
Что такое «последняя миля»
Несмотря на слово «миля» в названии, речь не всегда идет о милях — иногда это пара сотен метров, иногда это несколько десятков километров. Однако это всегда финальный участок пути товара — от ближайшего распределительного центра, пункта выдачи или хаба до конечного получателя. Например, когда после доставки в пункт выдачи условного Ozon курьер садится за руль, чтобы привезти коробку домой, — это и есть «последняя миля».
В этой фазе логистика впервые сталкивается с человеческим фактором: с клиентом, у которого может не совпасть желаемого время получения товара, с домом без парковки, с пробками, сломанными грузовыми лифтами, пропусками. Именно поэтому последняя миля — не просто «финал маршрута», а момент истины всей цепочки поставки. Если здесь что-то пойдет не так, все впечатление от быстрой и дешевой международной перевозки будет испорчено. Клиент останется недоволен сервисом.
Почему «последняя миля» самая дорогая
Может показаться, что самой дорогой частью доставки должны быть междугородние и международные перевозки — доставка с использованием авиасообщения, кораблей, автомобилей, плюс растаможка и дополнительные траты. В действительности же, по словам экспертов, на «последнюю милю» приходится свыше 41% стоимости всей перевозки грузов.
У этого несколько причин.
1. Раздробление маршрута
Во время международных перевозок товар едет контейнерами, что подразумевает тысячи единиц за один раз. «Последняя миля» — это точечные доставки, где каждый товар требует отдельного маршрута, времени и внимания.
2. Низкая плотность доставок
Даже если речь идет о мегаполисе, может получиться так, что курьер потратит часы, чтобы отвезти одну посылку в другой конец города. Затраты на топливо, амортизацию и рабочее время остаются прежними, даже если в машине всего один заказ.
3. Человеческий фактор и другие нюансы
На этом этапе появляются факторы, которых нет в магистральной логистике: пробки, лифты, закрытые дворы, ошибки в адресах, клиенты, которых нет дома. Любая мелочь нарушает график и повышает стоимость каждой поездки.
4. Высокие ожидания клиентов
У современного потребителя высокие запросы, куда входит доставка товара к определенному времени. Из-за этого возникает потребность в гибких расписаниях, дежурных курьерах и дополнительных автомобилях, что влечет за собой лишние расходы.
5. Возвраты и прочие трудности
Если клиент не открыл дверь или передумал забирать посылку, курьер возвращается с грузом обратно. В отличие от магистральных перевозок, где все заранее спланировано, на последней миле возвраты — частое явление, увеличивающее себестоимость каждого успешного заказа.
6. Расходы по инфраструктуре
Отдельный пункт расходов — это инвестиция в городские склады, микрохабы, постаматы и пункты выдачи, которые сокращают время доставки и уменьшают километраж, но требуют дополнительных вложений.
В результате и получается так, что доставить посылку из условного Китая в Россию становится процессом сравнительно несложным и недорогим, тогда как доставить ее же конечному клиенту выливается в дополнительные расходы. Поэтому компании по всему миру вкладываются в оптимизацию «последней мили»: от алгоритмов маршрутизации до роботов-доставщиков.
Как бизнес решает проблему дорогой «последней мили»
Уже сейчас существует ряд стратегий по удешевлению «последней мили». Компании разрабатывают различные способы, от алгоритмических до внедрения в процессы высоких технологий.
Например:
-
постаматы и пункты выдачи, которые удешевляют доставку за счет консолидации маршрутов — всем привычные и известные пункты «Яндекс.Маркет», Ozon, Wildberries и других маркетплейсов;
-
микросклады в городах, потому что чем ближе товар к клиенту, тем быстрее получается доставка, и тем она дешевле. Примеры — dark stores «Самоката», «Сбера», «Ленты»;
-
маршрутизация с использованием искусственного интеллекта, когда алгоритмы строят оптимальные маршруты с учетом пробок, графика курьеров и приоритетов клиентов;
-
роботизированные решения, такие как роботы-доставщики — пусть пока экспериментальные, но уже активно внедряемые Amazon, JD.com, Сбером и другими компаниями.
Все это призвано решить проблему дороговизны «последней мили», а также повысить степень удовлетворенности клиентов. Научиться этому можно на большом практикуме по Perplexity AI от онлайн-университета «Зерокодер», где рассматривается нейросеть Perplexity — она доступна в России, обрабатывает огромные объемы данных и в том числе применима в логистике.
«Последняя миля» — это отражение новой реальности рынка, где скорость и удобство доставки становятся важнее цены товара. Этот этап — узкое горлышко всей цепочки: именно здесь технологии сталкиваются с человеческим фактором, а ожидания клиента — с возможностями инфраструктуры.
Нельзя бесконечно ускорять международные перевозки, если на последнем километре все замедляется из-за пробок, лифтов и неудачных попыток вручения. Поэтому будущее логистики смещается в сторону оптимизации «последней мили» — внедрения ИИ для маршрутизации, роботизированных доставщиков, распределенных городских складов и умных пунктов выдачи.
Победят в этой ситуации те, кто сумеет сделать «последнюю милю» дешевой, быстрой и предсказуемой одновременно. Ведь именно она формирует главное впечатление клиента о сервисе — а значит, напрямую влияет на лояльность, частоту повторных покупок и конкурентоспособность бизнеса.
Реклама ИНН 9715401631 ООО «Зерокодер» erid:2SDnje17FqZ





