Маркировка обуви уже работает

Сроки запрета оборота немаркированной продукции в рамках системы «Честный ЗНАК» для различных групп товаров в прошлом году были перенесены на 2020-21 гг. Многие участники рынка надеются, что подобные переносы будут происходить и дальше, но в экспертной среде есть мнение, что следующего переноса сроков не будет, и нужно планировать работу с учетом этих перспектив.

Уже с 1 марта текущего года в Российской Федерации будет запрещено производство и импорт обуви без маркировки. Готовы ли участники рынка к этому событию и что предстоит сделать тем, кто еще не подготовился – наш разговор с руководителем проекта по развитию складской логистики ГК TELS Надеждой Галузо.

 

 

А.Ж.: Надежда, мне известно, что вы уже импортируете обувь с организацией маркировки Data Matrix («Честный ЗНАК»), и продукция выпущена в обращение. Означает ли это, что система маркировки уже работает, и участникам рынка бояться нечего?

Н.Г.: Система действительно работает, хотя пока не идеально. Из постоянного общения между участниками оборота товаров мы знаем, что объем периодически возникающих технических вопросов, связанных с маркировкой Честный ЗНАК, вызывает беспокойство не только у производителей и импортеров, но и у дистрибуторов и логистических операторов.

На текущий момент мы уже активно маркируем импортную обувь. Нам удалось разработать и наладить весь процесс. Но следует отметить, что и участникам оборота товаров следует уже сейчас приготовиться к началу обязательной электронной маркировки – зарегистрироваться в системе Честный ЗНАК, оператором которой является Центр Развития Перспективных Технологий (ЦРПТ), наладить процесс заказа кодов и введения их в оборот.

Какой выбор должен сделать импортер

А.Ж.: Тогда поясните, какие задачи в этом процессе может взять на себя логистический провайдер, а что участнику оборота придется делать самому? Чему он должен научиться к моменту начала обязательной маркировки?

Н.Г.: Для ответа на этот вопрос надо пояснить, что существуют три варианта нанесения кодов маркировки.

Вариант первый: маркировку наносит производитель. Импортер получает коды, передает их для нанесения производителю, который и маркирует товар у себя на производстве.

Но у данной схемы есть свои негативные стороны – не все иностранные фабрики захотят заниматься данной маркировкой. При этом импортер не сможет быть полностью уверен в качестве и правильности нанесения кодов, а также корректности переданных данных о нанесенных кодах.  Лишь некоторые производители, стратегически нацеленные на большие поставки в Россию, согласятся наладить данный процесс у себя, но это не отметает вероятности ошибок при маркировке.

Вариант второй: импортер организует нанесение маркировки Честный ЗНАК на таможенном складе в РФ перед подачей таможенной декларации. Этот вариант более сложный, так как возможности и складские ресурсы для организации процедуры помещения груза под таможенным режимом на специализированный таможенный склад для организации маркировки будут далеко не у всех импортеров.

Вариант третий: поручить организацию маркировки логистическому провайдеру. В этом случае импортер только заказывает коды, а всю складскую обработку с услугой по маркировке товара и проверки правильности нанесения кодов берет на себя логистический подрядчик.

Таким образом, импортеру в любом случае нужно самому отлаживать процессы получения кодов Data Matrix в системе Честный ЗНАК. А вот по задаче нанесения маркировки у него есть выбор: пробовать наладить процесс самому или поручить логистическому оператору.

А.Ж.: Насколько труден процесс нанесения кодов? Это можно организовать на любом складе?

Н.Г.: Нанесение кодов – это лишь одна из составляющих в объемном процессе складской обработки. Общая схема выглядит примерно так:

  1. Товар прибывает на склад, его нужно выгрузить и принять.
  2. Продукция распаковывается и сортируется.
  3. На складе должно быть организовано оборудованное рабочее место с бригадой ответственных и прошедших инструктаж сотрудников (с возможностью увеличения количества рабочих мест в случае маркировки больших партий товара или коротких сроков складской обработки).
  4. Сотрудники склада аккуратно, не повреждая товар, наносят коды, дополнительно осуществляя качественный контроль и контроль нанесения, укладывают продукцию обратно в короба.
  5. Для каждого транспортного короба генерируется и наносится агрегированный штрих-код, в котором содержится информация о находящихся в нем кодах маркировки. По такому же принципу иерархии генерируются коды агрегации на паллету, партию, заказ.
  6. Транспортные короба укладываются на паллеты, товар загружается в машину для отправки.

Вся складская инфраструктура – принтеры, сканеры, ПО – должна быть отлажена и работать надежно, распознавать и генерировать коды без ошибок, поскольку цена ошибки в данном случае достаточно высока.

Каждый ли склад способен так организовать и наладить свою работу?

А.Ж.: Если бы импортерам разрешили ввозить товар непромаркированным, а потом делать маркировку на своем складе – это было бы реализуемо. А так, представить, что все это можно быстро и надежно организовать на каком-то не своем таможенном складе?.. Очень много сомнений.

Н.Г.: Все верно. Склад должен обладать и достаточными площадями, и нужными условиями хранения, и рабочими мощностями, и развитой инфраструктурой, а главное, быть сам заинтересован в безупречной отладке процесса.

От чего зависит стоимость маркировки

А.Ж.: Но у вас же есть такие склады. Как вам удалось это организовать раньше других?

Н.Г.: Мы были одними из первых, кто решил задачу внедрения помарочного учета алкогольной продукции в системе ЕГАИС 3.0. Технологически это схоже со схемой маркировки Data Matrix, и этот опыт позволил нам эффективнее войти в этап подготовки и внедрения новой маркировки. Сегодня у нас есть надежные складские подрядчики как в ЕС, так и на территории ЕАЭС.

А.Ж.: Насколько маркировка удорожает себестоимость товара? Я так догадываюсь, что у разных подрядчиков и складов стоимость маркировки может сильно различаться – какая здесь может быть разбежка?

Н.Г.: Разбежка в стоимости может быть значительной даже у одного подрядчика, на одном складе и с одним видом продукции. Все зависит от особенностей груза конкретной партии и поставки: характера упаковки, количества, а также срочности, плановости поставок. Очевидно, чем больше партии и более регулярны поставки, тем больше возможности оптимизировать процесс и снизить стоимость.

Стоимость маркировки зависит от множества факторов – размера единицы товара, сложности складской обработки, распаковки и упаковки, объема партии, количества партий в планируемый промежуток времени… Стоимость услуг склада также может повышаться, особенно в ситуации увеличения спроса на маркировку.

Как найти склад для маркировки

А.Ж.: Ну а раскрыть информацию о том, как найти подходящий склад для организации маркировки – можете?

Н.Г.: Оптимальным будет склад, на котором ты сможешь организовать хранение и маркировку широкого спектра видов продукции. Возможность поддержания температуры на складе, стеллажное и напольное хранение, широкие погрузочно-разгрузочные возможности, круглосуточная охрана и камеры видеонаблюдения, автоматизированная система складского учета и пр. - только в этом случае имеет смысл заниматься на этом складе организацией сложных технологических процессов. Это первый фильтр, сужающий выбор.

При этом склад должен иметь возможность предоставить достаточно просторное изолированное помещение для организации маркировки – тоже не всякий сможет.

Но главное, склад как подрядчик должен быть заинтересован в организации у себя таких сложных работ. С некоторыми европейскими складами, которые по техническим параметрам нам подходили, мы не смогли договориться – на данном этапе европейские подрядчики еще слабо осознают потенциал и масштаб внедрения новой системы маркировки и предпочитают воздержаться от погружения в вопрос.

Надо еще понимать, что в течение года, по мере наступления сроков обязательной маркировки разных групп товаров в рамках системы Честный ЗНАК, на рынке ожидается резкий рост спроса на услугу маркировки импортной продукции. И тут возникают опасения, что складов с отлаженной системой нанесения кодов может не хватить на всех желающих, как минимум, на начальном этапе. Поэтому грузовладельцам самое время строить надежные отношения и заключать долгосрочные контракты с подходящими логистическими подрядчиками.

Интервью провел Александр Жикин

Промышленность
 
Избранное Промышленность
 
Ритейл
 
Избранное Ритейл
 
Автомобили и запчасти
 
Избранное Автомобили и запчасти
 
Интернет-торговля и фулфилмент
 
Избранное Интернет-торговля и фулфилмент
 
Продукты питания и фреш
 
Избранное Продукты питания и фреш
 
ПОДПИСКА НА НОВОСТНУЮ РАССЫЛКУ
 
Дополнительная информация
 

 

О сервисе "Умная Логистика"

 

 

 

 

 

 

Подписка на новостную рассылку

Подпишитесь на нашу рассылку, чтобы получать свежие новости на вашу почту!

 

 

 

Новости