Движение грузов – процесс, требующий пристального внимания со стороны операторов и клиентов логистического рынка. Каким онлайн-платформам и ИТ-решениям можно его доверить? На вопросы отвечает Иван Агапов, руководитель бизнес-направления Synerdocs (компания DIRECTUM).
Активное развитие информационных технологий привело к «уберизации» (от Uber – агрегатор такси) рынка логистики в России. Теперь найти грузоперевозчика или клиента, готового заплатить за доставку товара, можно легко и быстро – есть соответствующие онлайн-платформы. В их числе GroozGo, Loginet и др.
Существует как минимум три вида таких платформ:
- Площадка выступает третьим лицом – агрегатором заказов для перевозчиков, которая принимает оплату и производит выплату перевозчику после получения документов. Договор заключается только с ней, соглашений между всеми участниками не требуется. Это самый распространённый вид.
- Площадка – связующее звено, берет процент с перевозчика за использование сервиса. Оформляются все документы между грузоотправителем и транспортной компанией.
- Площадка продает инструмент, то есть IT-решение, для всех сторон – грузоотправителей, грузополучателей и транспортных компаний. Также есть случаи, когда данные площадки занимаются аккредитацией перевозчиков, тем самым все участники могут доверять друг другу.
Постепенно владельцы онлайн-платформ усиливают позиции на рынке – их «детища» активнее пользуются спросом как со стороны исполнителей, так и со стороны заказчиков. Несмотря на то, что почти половина перевозчиков имеют прямые договоры с грузовладельцами, суммарная доля онлайн-заказов составляет 35%. При этом, по нашей оценке, 94% исполнителей ищут грузы на специализированных биржах, интернет-площадках и агрегаторах. Неудивительно, что многие крупные транспортные компании сегодня думают о создании собственных онлайн-решений.
Один из важнейших трендов на рынке – комплексность предложения. Пользователи онлайн-платформ все чаще могут не только найти заказчика или исполнителя, отслеживать груз, но и застраховать его, подключиться к безбумажному документообороту с контрагентами. Так, агрегаторы и другие участники процесса грузоперевозок активно тестируют обмен электронными транспортными накладными. Первое решение в России представил сервис Synerdocs. Его уже опробовали GroozGo, Itella и другие представители рынка грузоперевозок.
Что касается других трендов, то по-прежнему среди агрегаторов высоким остается интерес к мобильным решениям. Удаленные сотрудники (водители, экспедиторы) уже сейчас с их помощью работают с электронными документами, могут заказывать справки в бухгалтерии и т.д. – всё это ускоряет бизнес-процессы в компаниях.
Также актуальными среди агрегаторов остаются технологии IoT (интернет вещей) и blockchain для отслеживания грузов и сроков поставок. С развитием технологий у компаний отрасли накапливаются значительные объемы неструктурированных данных, которые можно использовать для оптимизации как внутренних, так и внешних процессов. С этой целью компании внедряют технологии для обработки больших объемов данных (Big Data).
В целом рынок онлайн-платформ (агрегаторов грузоперевозок) пока только формируется. И хотя основные игроки уже наметились, этот этап, по нашим оценкам, продлится еще 3-4 года.