Интралогистика, как и любая другая отрасль экономики не стоит на месте. На смену устаревшим свинцово-кислотным аккумуляторные батареям приходят современные - литий-ионные накопители. Они имеют ряд неоспоримых преимуществ, например, могут выдавать ток большей силы при одинаковой номинальной емкости.
Сервис и зарядка
Один из самых важных «плюсов» электротехники на литий-ионных накопителях – это легкость их зарядки.
Чтобы зарядить свинцово-кислотную аккумуляторную батарею требуется выполнить последовательность регламентных процедур: записаться в табель очереди, приехать в зарядную комнату, оснащенную вытяжной вентиляцией, с помощью специального устройства вынуть тяжелую батарею из техники, оставить ее на зарядку на 8-10 часов, а затем вернуть батарею на место.
В отличие от свинцово-кислотных тяговых батарей литий-ионные заряжаются за 1-2 часа и их можно подзаряжать в любое удобное время, например, в свой перерыв на отдых или обед, так как «эффект памяти» у них отсутствует. Производители литий-ионных накопителей предлагают опцию встроенного зарядного устройства – в таком случае зарядка возможна даже от обычной розетки в 220В.
Неудивительно, что при проектировании нового склада предпочтение электротехнике на литий-ионных накопителях отдается все чаще – так можно избежать дополнительных инвестиций при строительстве.
Сложность процедуры зарядки и необходимость регулярного обслуживания свинцово-кислотных батарей – прямое следствие их электрохимического устройства. В то же время литий-ионные аккумуляторы герметичны, они не содержат в составе агрессивных кислот и свинца, не выделяют водород – таким образом это решение и экологично, и безопасно.
Переоборудование техники, оснащенной свинцово-кислотными батареями на литий-ионные - все более частый запрос со стороны предприятий. Такая модернизация способна принести серьезную экономию.
Оптимизация стоимости
Ограничивающим фактором для повсеместного применения литий-ионных аккумуляторных батарей в логистическом электротранспорте является цена батареи, которая может составлять до 50% стоимости всей машины. Однако, если взглянуть на срок службы – восприятие изменится, у литий-ионных накопителей энергии ниже итоговая стоимость владения (стоимость на жизненном цикле), так как срок ее эксплуатации может составлять до 10 лет и при этом батарея не требует специального обслуживания. А если добавить тот факт, что владельцы оборудования часто комплектуют электротехнику двумя свинцово-кислотными батареями вместо одной, чтобы компенсировать время ожидания ее подзаряда, то модернизация становится еще более выгодной.
Со своей стороны, производители литий-ионных тяговых батарей предлагают специальные финансовые программы - это позволяет предприятиям перенести затраты из капитальной части в операционную. Так, например, отраслевой интегратор Росатома по системам накопления энергии ООО «Катодные Материалы» (входит в Топливную компанию ТВЭЛ) – один из наиболее активных участников рынка литий-ионных тяговых батарей, разработчик литий-ионных систем накопления энергии торговой марки RENERA предлагает клиентам заключить договор жизненного цикла или приобрести накопители в аренду. Такие инструменты позволяют компаниям существенно сэкономить.
Существенная возможность повысить эффективность, оставаясь в рамках бюджета, это купить литий-ионные батареи отечественного производства для приобретаемой импортной техники. Таким образом, сохранив весь комфорт и функционал импортного погрузчика или штабелера, можно оптимизировать его стоимость.
Понимая потребность своих клиентов снизить затраты, многие зарубежные производители готовы к кооперации с российскими производителями литий-ионных накопителей. Например, группа компаний BALKANCAR – крупнейший европейский производитель логистического электрического транспорта специального назначения со штаб-квартирой в Болгарии, предполагает оснащать свою технику накопителями, произведенными интегратором Росатома.
Контроль всех параметров
Еще одно важное отличие литий-ионного накопителя энергии от свинцово-кислотной тяговой батареи – это возможность контролировать все параметры накопителя, оператором техники - на дисплее приборной панели, удаленно - диспетчером. Прямым следствием этого становится возможность управления складом в режиме реального времени.
В настоящее время уже невозможно отрицать, что повсеместное развитие цифровых систем позволит уже в обозримом будущем наблюдать внедрение «умных складов», где техника будет работать в рамках единой системы управления. При этом контроль за состоянием техники, а также возможность анализа всех ее параметров и осуществления предиктивной аналитики станут критически важными функциями. Будущее электротранспорта за внедрением современных накопителей энергии, и литий-ионная технология на сегодняшний день – наиболее перспективная.