Локализация такси в России: между автопромом, самозанятыми и серым рынком

Отечественный автомобиль «Москвич» в жёлтой окраске такси на выставке — как пример локализованного транспорта по новым требованиям в России с 2026 года

С 1 марта 2026 года в России вступают в силу требования по обязательной локализации автомобилей такси. Закон призван поддержать отечественный автопром, но может радикально изменить структуру рынка: десятки тысяч водителей-частников могут уйти в тень или вовсе покинуть отрасль. Бизнес и правительство обсуждают возможность смягчения перехода.

Что требует закон?

Закон о локализации, принятый в мае 2025 года, обязывает всех участников таксомоторного рынка использовать исключительно автомобили, произведённые в России. Для новых регистраций или перерегистраций с марта 2026 года в реестр такси попадут только машины, включённые в перечень локализованных моделей.

На сегодня в список входят 22 модели от шести брендов:

  • Lada

  • УАЗ

  • Sollers

  • Evolute

  • Voyah

  • Москвич

Исключения касаются только Калининградской области (до 2028 года) и Дальнего Востока (до 2030 года).

Кто и почему просит отсрочку?

С инициативой переноса срока исполнения требований до 2030 года для самозанятых и индивидуальных предпринимателей выступила организация «Опора России». Письмо направлено вице-премьеру Денису Мантурову, документ передан на рассмотрение в Минпромторг.

Аргументы бизнеса:

  • Среди самозанятых большинство — водители-подработчики, не имеющие возможности купить новый локализованный автомобиль.

  • Стоимость таких машин часто в 2 раза выше подержанных моделей.

  • Обновление автопарка требует значительных затрат, которые не оправданы в условиях нестабильного дохода.

По прогнозу «Опоры России», после вступления закона в силу:

  • 200 тыс. водителей могут уйти с легального рынка уже в 2026 году.

  • К 2030 году число может достигнуть 500 тыс. человек.

  • Многие будут искать заказы через мессенджеры и серые схемы, вне легального поля.


Кто за и кто против?

Против послаблений категорически выступают отечественные автопроизводители.

В АвтоВАЗе заявляют: закон «проработан и сбалансирован». Смягчение может привести к дроблению бизнеса: таксопарки начнут регистрировать автомобили на ИП или самозанятых, чтобы обойти новые требования.

Минтранс готов поддержать идею отсрочки — по крайней мере до 2028 года, пока действует упрощённый налоговый режим для самозанятых. Однако окончательная позиция ещё не сформирована.

Таксопарки и агрегаторы: разные стратегии

Таксопарки воспринимают закон спокойнее.
В регионах многие уже работают на отечественных моделях:
Lada Vesta, Granta, Largus и др.
Крупные игроки берут машины в лизинг партиями и адаптируются быстрее.

Самозанятые — в наихудшей позиции.
У них нет доступа к льготным условиям, объёмы закупок малы, риски высоки.
Для них смена автомобиля может оказаться экономически нецелесообразной.

Согласно данным на сентябрь 2025 года:

  • Всего в такси зарегистрировано 285 970 перевозчиков, использующих 1,17 млн автомобилей.

  • Доля самозанятых:
    — 65,88% от числа водителей,
    — 17,2% от автопарка.

  • Доля ИП:
    — 32% водителей,
    — 22,46% автомобилей.

Таким образом, под угрозой — значительная часть системы.

Логистические и экономические последствия

1. Дефицит водителей

Отток самозанятых может снизить доступность такси в малых и средних городах, где подработка за рулём — частая модель заработка. Это ударит по транспортной доступности.

2. Рост серого сегмента

Ожидается рост доли «нелегалов»: водителей без лицензии, без страховки, вне официальных агрегаторов. Это создаёт риски для пассажиров и снижает контроль государства.

3. Давление на автопарк

Если спрос на ограниченное число моделей возрастёт — это приведёт к скачку цен и дефициту. Особенно остро проблема может сказаться в регионах.

4. Переход к новой модели

Часть самозанятых может перейти в официальные парки или кооперации, другие — полностью уйдут из профессии. Потенциал для создания гибридных форм занятости и новых логистических решений (например, аренда с правом выкупа, субаренда авто с лицензией и т.д.).

Что дальше?

Вопрос — не в том, нужен ли закон о локализации, а как и когда он должен быть внедрён.

Если реформа будет проведена жёстко и быстро, это рискует разрушить часть легального рынка.
Если гибко и поэтапно — появится шанс на адаптацию всех участников.

Ключевые шаги на 2026–2030 годы:

  • Пересмотр перечня локализованных моделей (его сейчас недостаточно).

  • Введение переходного периода для ИП и самозанятых.

  • Разработка инструментов поддержки: льготный лизинг, субсидии, совместные программы с агрегаторами.

Вывод

Локализация такси — не просто про автопром, а про структуру рынка, доступность транспорта, формат занятости и логистическую инфраструктуру.
Без учёта интересов малого формата участники рынка рискуют получить больше «тени», чем отечественных автомобилей.

 

Новостная рассылка

Новостной дайджест на вашу почту!

 
Новости