В современном мире коммерческий транспорт не может обойтись без электронных систем, которые улучшают безопасность, удобство и контроль. В условиях высоких нагрузок и дальних поездок важно, чтобы водитель имел под рукой максимальный набор «ассистентов», которые помогут ему сконцентрироваться на главных задачах, минимизируя рутинные процессы. Какие технологии действительно необходимы, проанализировал генеральный директор транспортной компании Delko Санджар Ашуралиев.
Необходимые и полезные опции: как электронные системы повышают безопасность и комфорт
Современные магистральные тягачи оснащены системами, которые не только облегчают жизнь водителя, но и делают процесс управления безопаснее.
Адаптивный круиз-контроль — одна из самых полезных функций для магистрального транспорта. Он не только поддерживает установленную скорость, но и контролирует дистанцию до впереди идущего транспортного средства, помогая водителю держать безопасное расстояние и снижая усталость в долгих поездках.
Вспомогательные тормозные системы позволяют существенно снизить износ основных компонентов тормозной системы, увеличивая тем самым её эксплуатационный ресурс. В условиях регулярных тяжёлых торможений, особенно на спусках, эта опция становится незаменимой.
Системы курсовой устойчивости (ESC) и ABS обеспечивают уверенное движение транспортного средства в своей полосе при маневрировании в плохих погодных условиях или на скользкой дороге, предотвращая занос и способствуя безопасному торможению.
Система удержания ТС на подъёме позволяет в течение определённого времени удерживать многотонный автомобиль под уклоном, давая водителю возможность подготовиться к дальнейшим действиям.
Свою лепту в облегчение процесса управления и контроля коммерческим парком ТС вносят и такие системы, как контроль весовой нагрузки по осям, климат-контроль, системы контроля состояния водителя (ADAS) и контроля давления в шинах и другие. Они не только обеспечивают безопасность и комфорт, но и увеличивают срок службы техники, снижая износ критически важных узлов.
В отличие от легкового автопрома, все опции в коммерческом транспорте вводятся по запросу участников рынка — водителей, сервисных компаний, логистов и т.д. Поэтому почти невозможно назвать систему, которая была бы полностью бесполезной. Внедрение каждой технологии проходит через долгий и затратный процесс испытаний и оптимизации, что делает её необходимой или желательной в той или иной ситуации. Однако даже при таком тщательном отборе определённые системы могут восприниматься как излишние, особенно если они не имеют прямого отношения к основным задачам водителя.
Лидеры рынка
Если ориентироваться на практичность, полезность и корректную работу, то нужно признать, что внедрение передовых электронных систем в грузовых автомобилях по-прежнему больше всего развито у европейских брендов. Mercedes-Benz, Scania, Volvo, MAN, DAF занимают лидирующие позиции благодаря многолетним наработкам в области безопасности и комфорта.
Китайские производители, такие как DongFeng, Shacman, Sitrak, быстро догоняют европейцев, но всё ещё зависят от импортированных технологий.
Ценовой разброс: за что стоит платить?
Опции для коммерческого транспорта значительно различаются по стоимости. Технологии, которые не относятся к улучшению управления ТС, такие как мультимедиа, дополнительные бытовые системы в кабине (преобразователи, электроприборы и т.п.), стоят недорого. Они улучшают условия для водителя, но не влияют на технические характеристики машины.
К среднему ценовому сегменту можно отнести, например, навигационные системы, которые помогают оптимизировать маршруты и сокращают время в пути. А самые затратные — это системы, обеспечивающие безопасность и влияющие на эксплуатационные расходы, такие как адаптивный круиз-контроль, ESC, ABS и другие, перечисленные выше. Если они не предусмотрены в базовой комплектации, то их установка в некоторых случаях ощутимо увеличивает стоимость транспортного средства.
Новые направления: электромобили и беспилотные технологии
На последних автомобильных выставках четко обозначились два направления развития электронных систем в коммерческом транспорте — электромобили и беспилотные технологии. Например, новинка Mercedes-Benz eActros 600 признана лучшим электрическим грузовиком 2025 года.
Однако полноценное развитие этих технологий займёт не одно десятилетие. Главная сложность заключается в создании необходимой инфраструктуры, особенно в условиях России с ее обширными территориями и труднодоступными регионами, что может значительно замедлить процесс их внедрения.
Активно развиваются также системы навигации и мониторинга, которые помогают управлять автопарками и оптимизировать логистику. Число игроков на этом рынке растет, однако их инновации зачастую развиваются параллельно друг другу, без значительных прорывов. Эти системы в большей степени ориентированы на контроль и оптимизацию управления автопарками, нежели на улучшение функционала для водителя.
В ближайшем будущем, скорее всего, производители будут больше сосредоточены не на принципиальных улучшениях, а на добавлении множества опций, которые не оказывают существенного влияния на управление транспортом.