Исследование: как изменился авторынок в России в 2023 году

Международная сеть автосервисов FIT SERVICE совместно с аналитическим агентством Gruzdev-Analyze представили результаты исследований авторынка России за 2023 год в формате онлайн-конференции и поделились своими прогнозами на 2024 год. По мнению экспертов, автопарк в стране продолжит стареть, срок эксплуатации машин увеличится, при этом ремонт автомобилей будет становится все сложнее, а доля превентивных операций снизится.

Новые автомобили: а много ли было продано?

Как показывает исследование, за последние три года продажи новых автомобилей в России снизились на 29% относительно 2021 года. На фоне других стран результаты продаж кажутся не самыми позитивными.

 

" "

 

«По итогам года было много сообщений об увеличении объемов продаж новых автомобилей — с 600 млн штук был рост до 1,1 млн проданных авто. Однако если сравнить итоги 2023 года на авторынке РФ с данными 2021 года, становится понятно, что для нашей страны — это не самые лучшие результаты. А если сравнить их с объемами реализации в других странах за тот же период, то очевидно, что новых автомобилей в России продается все еще очень мало», — комментирует Александр Груздев, глава агентства Gruzdev-Analyze.

Новые автомобили: в России может вырасти объем рынка б/у авто из Китая

Отдельно эксперт прокомментировал итоги продаж автомобилей в Китае. При ежегодном объеме продаж по 25 млн штук авто, китайский авторынок вскоре достигнет насыщения. Тогда остро встанет вопрос о сбыте машин с пробегом. Их куда-то нужно будет экспортировать. «Известно много примеров такой международной миграции автомобилей: из Германии — в Польшу, из Польши — Беларусь или из США — в Мексику, из Мексики — в Венесуэлу. Придут ли б/у „китайцы“ в Россию? В скором времени мы узнаем, как решится этот вопрос», — отмечает Александр.

За 2023 год в Россию было ввезено 137 тысяч автомобилей по параллельному импорту — это 13% от общего объема всех регистраций ТС. Как отмечают эксперты конференции, это средние показатели. В начале 2000-х в страну импортировали по 300-350 автомобилей в год (в том числе с пробегом).

ПРОГНОЗ: В 2024 году процесс параллельного импорта автомобилей будет регулироваться правительством РФ жестче, поэтому результаты прошедшего года по этому показателю едва ли удастся существенно превысить.

Новые автомобили: запчасти будем вытачивать самостоятельно?

Если взглянуть на структуру продаж в разрезе марок, можно заметить, что последние три года неизменным лидером остается российская LADA. Но если сгруппировать марки автомобилей по странам, то лидером становится китайский автопром: по итогам 2023 года такие бренды заняли долю в 51%, тогда как на российские марки пришлось лишь 34%. При этом разнообразия китайских брендов автомобилей на нашем рынке стало очень много.

 

 

" "

 

«По нашим ожиданиям, в 2024 году количество китайских брендов на авторынке РФ еще увеличится. Часть из них зайдут на наш рынок без открытия собственных дилерских центров. А потому автовладельцы останутся со своим автомобилем один на один, без поддержки официальных представительств. Возможно, для того чтобы подобрать запчасть на такие машины, независимым сервисам придется завести токарные станки, сварочные аппараты и предусмотреть ставку сварщика в штатном расписании», — отмечает Александр.

«Действительно, сегодня на рынке сложная ситуация с доступом к мануалам и каталогом запчастей на более свежие и редкие китайские автомобили. Чаще всего автосервисам приходится подбирать запчасть „по образцу“ в специализированных магазинах. Но в нашей сети есть собственная техническая поддержка, поэтому мы собираем, обрабатываем, переводим и аккумулируем большой объем информации по китайским маркам. Мы готовы обслуживать любые автомобили и предоставлять фактически сервис уровня официального дилера уже сегодня», — отмечает Татьяна Овчинникова, директор сети автосервисов FIT SERVICE.

Авто с пробегом: собственники сменились, спрос закончился?

По итогам 2023 года рынок авто с пробегом в России показал рекордный рост. За последние пять лет таких итоговых и ежемесячных показателей достичь не удавалось. Однако в последнем квартале прошлого года этот рынок показал резкое замедление.

 

" "

 

«Во многом снижение рынка автомобилей с пробегом в последние месяцы 2023 года объясняется ростом ключевой ставки ЦБ и снижением доступности кредитов, но есть и другая версия. Если тренд на снижение перерегистраций продолжится в январе — марте 2024 года, то можно сделать предположение о исчерпании спроса на такие машины. Все, кто хотел поменять свой автомобиль, уже сделали это. Переформатирование собственников на рынке произошло. Поэтому возможно рынок вернется к результатам доковидного 2019-ого года. Тогда общее число продаж новых и б/у автомобилей составило 6,3 млн штук. А в 2023 году только „пробежных“ машин было продано почти 7 млн штук», — комментирует Александр.

Автопарк: сроки владения, средний возраст и срок «жизни»

В 2023 году из-за рекордного числа перепродаж аналитики фиксировали минимальный срок владения автомобилем — 4,5 года. В перспективе эксперты говорят о росте данного показателя.

Эксплуатируемый автопарк в России зафиксировался на уровне показателей 1 января 2023 года — уменьшился всего на 75 тыс. транспортных средств. Низкие продажи новых авто были нивелированы увеличением срока эксплуатации машин, что смягчило падение.

По прогнозам экспертов, в 2024 году движущийся парк страны продолжит медленно уменьшаться и составит 34,2 млн единиц.

 

 

" "

 

В России растет общий срок эксплуатации автомобилей, значительно сокращаются объемы авто, выбывающих из парка. «В стране автомобили стали „жить“ очень долго — в среднем 27 лет. Подход у водителей сейчас такой: буду выжимать все „соки“ из машины и ездить до последнего. Именно удлинение срока активной эксплуатации авто обеспечивает российскому автопарку низкий темп сокращения», — уточняет Александр.

Средний возраст автомобилей продолжает расти. По итогам 2023 году он составил уже 11,6 лет, а в 2018 году этот показатель фиксировался на уровне 9,5 лет. Таким образом, прибавка в возрасте составила 22%.

 

 

" "

 

Аналитика международной сети автосервисов FIT SERVICE подтверждает данный тренд. Средний возраст автомобилей, обсуживающихся в сети, в 2023 году составляет 12,3 года. При этом доля автомобилей в возрасте 15 лет и более выросла за последний год значительно: с 25% до 35%.

«Рост среднего возраста автомобилей в стране говорит о том, что ремонты, с которыми мы будем сталкиваться в ближайшие годы, будут усложняться. Водители сегодня стремятся продлить жизнь своих автомобилей и вкладываются в поддержание их работоспособности. А потому спрос на услуги СТО будет только расти», — отмечает Татьяна Овчинникова.

Еще один важнейший показатель рынка — динамика среднего пробега. По итогам 2023 года он составил 12570 км, сократившись на 4% относительно 2022 года.

 

 

" "

 

«Падение в 4% только кажется незначительной цифрой. Это 19 млрд километров, которые машины не проехали за год, а, значит, не потребовали замены масла или колодок. То есть для рынка послепродажного обслуживания снижения в 4% — это все-таки существенное падение», — делает вывод Александр.

«По итогам года мы видим, что автопарк страны активно стареет, и рынок новых авто не может обеспечить его обновления. Часть водителей стремятся ездить на своих машинах как можно дольше и для этого берегут их, не эксплуатируя, когда это возможно. На что и указывает снижение пробега. Но состояние автомобилей на сегодня такое, что откладывать ремонт в целях экономии уже нельзя, поэтому станции все чаще сталкиваются с трудозатратным ремонтом, который требует больше времени. Это делает актуальным для специалистов СТО требования по их профессиональной подготовке, ставит вопросы постоянного повышения квалификации, а от руководителей станций требует умения эффективно планировать загрузку», — подвела итоги Татьяна Овчинникова.

Промышленность
 
Избранное Промышленность
 
Ритейл
 
Избранное Ритейл
 
Автомобили и запчасти
 
Избранное Автомобили и запчасти
 
Интернет-торговля и фулфилмент
 
Избранное Интернет-торговля и фулфилмент
 
Продукты питания и фреш
 
Избранное Продукты питания и фреш
 
ПОДПИСКА НА НОВОСТНУЮ РАССЫЛКУ
 
Дополнительная информация
 

 

О сервисе "Умная Логистика"

 

 

 

 

 

 

 

Новостная рассылка

Подпишитесь на нашу рассылку, чтобы получать свежие новости на вашу почту!

 
Новости