В автопарке брянской компании «Дельта» JAC K7 — первый китайский тягач, обстоятельно выбранный из ряда других китайских грузовиков. О причинах, по которым перевозчик остановился именно на этой модели, а также о преимуществах машины и особенностях ее эксплуатации рассказал генеральный директор компании Евгений Степаненко.
Транспортная компания «Дельта», основанная в 2012 году в городе Новозыбкове Брянской области, специализируется на международных перевозках различных грузов: оборудования, строительных материалов, косметики, продуктов питания, не требующих соблюдения температурного режима, и т.п. До 2022 года компания 10 лет работала на Европу, но изменившаяся экономическая и политическая ситуация заставила ее переориентироваться на юг, и сейчас основные для «Дельты» направления — это Турция, Армения и Грузия. Среднее плечо перевозок составляет примерно 4,5–5,3 тыс. километров в зависимости от того, куда идут грузы — в Санкт-Петербург, например, или во Владивосток.
Автопарк компании состоит из шести магистральных тягачей: одного Volvo, четырех DAF и приобретенного в конце 2024 года JAC K7 — в сцепке с тентованными полуприцепами Wielton. Решение о приобретении новой машины было обусловлено необходимостью расширения и обновления парка.
Самое главное
Евгений Степаненко рассказал, что выбирал автомобиль очень тщательно: «Мой путь в бизнесе начался с работы водителем, и я хорошо понимаю все нюансы. Прежде всего для нас были важны двигатель Cummins, коробка передач ZF и мосты, аналогичные надежным мостам „европейцев“. Перед покупкой я лично протестировал машины Sitrak, Shacman, Dongfeng и JAC. Брал у знакомых, чтобы поездить, посмотреть, как ведет себя грузовик. В сравнении с другими марками JAC особенно впечатлил адекватной настройкой ZF-овской коробки передач, которая работает плавно, как на европейских машинах, при необходимости переключаясь через несколько передач. Сев за руль JAC K7 после Volvo с КП I-Shift и оценив алгоритм работы коробки, разницы я не заметил. Если к АКПП на грузовиках других китайских брендов у меня были какие-то вопросы, то здесь они даже не возникли».
То, что водителю легко пересесть с «европейца» на K7, особенно важно для компании, автопарк которой раньше состоял только из грузовиков Volvo и DAF.
«Сейчас на K7 сидит водитель, который до этого ездил на DAF. Все устраивает», — добавляет Евгений Степаненко.
Для перевозчика, 60% маршрутов которого пролегают по горной местности с подъемами и спусками по серпантинам, большим плюсом стало также наличие установленного на заводе ретардера, помогающего уменьшать износ тормозной системы и увеличивать срок ее службы. «Это очень помогает, — говорит гендиректор „Дельты“. — Если грамотно работать с АКПП, тяги мотора в 490 л.с. хватает для того, чтобы преодолевать подъемы и спуски».
Важную роль сыграли эргономичность и удобство кабины, минимальное количество электроники, простота приборов.
«Дополнительного утепления не делали»
JAC K7 2024 года выпуска отличает хорошо утепленная кабина. Водители отмечают, что даже в сильные морозы отопитель работает на минимальных оборотах, создавая комфортную температуру внутри.
«Прошлую зиму машина отъездила без проблем, а ведь где-то мы заставали 30-градусные морозы. И все равно дополнительного утепления не делали. Даже наличие заднего стекла (хотя в более новых моделях JAC сейчас его убирают) совершенно не мешает — в кабине очень тепло, — говорит гендиректор „Дельты“. — А вот климат-контроль чуть недоработан. Он свои функции выполняет, но водителю нужно подстраиваться: есть незначительная разница между выставленной температурой и реальной, требуется некоторое время, чтобы к этому привыкнуть».
Во время стоянок тепло обеспечивает предустановленный на заводе автономный отопитель. Кстати, новые модели JAC K7 уже оснащаются стояночным кондиционером.
«В нашем грузовике его еще не было. Знакомые ребята в июне пригоняли такие машины, причем сказали, что они приходят прямо с завода. Большой плюс, конечно, в жаркое летнее время. Я не отказался бы», — добавляет Евгений Степаненко.
Разницы в интерьере в сравнении с европейскими грузовиками практически не заметно. Такой же удобный заход в машину из четырех ступеней, как у Mercedes, ровный пол без каких-либо тоннелей. Боковые форточки открываются, как у MANов, — нет необходимости открывать люк. Кабина достаточно высокая и просторная.
«Среди моих водителей великанов нет, а ребята со среднестатистическим ростом чувствуют себя комфортно. Расположение джойстика АКПП такое же, как в Volvo, — очень даже неплохое. Было бы замечательно, если бы он складывался так же. Есть выдвижные столики, за которыми удобно перекусить или заполнить документы. Есть сразу установленный на заводе холодильник, удобный широкий спальник, — говорит гендиректор транспортной компании. — Вопросов к грузовику нет. Ребята говорят, JAC K7 2024 года уже славится среди водителей».
Помощь не помешает
Что касается систем помощи водителю, то в базовой комплектации JAC K7 достаточно прост, нет разнообразных электроники и радаров. На автомобиль установлены стандартные зеркала и обычная приборная панель с аналоговыми указателями.
«Что бы я добавил? Минимальный набор полезных для водителя функций: удержание в полосе, адаптивный круиз-контроль и радар столкновения. В принципе, без них можно обойтись, ведь даже не все европейские машины до 2020 года выпуска были оснащены этими системами. Но было бы неплохо частично перенести работу на электронного помощника и облегчить водителю управление машиной в сложных условиях. При этом, конечно, важно учитывать, как это скажется на цене автомобиля», — отмечает Евгений Степаненко.
«Машины у нас не стоят»
Грузовик покупали в лизинг, что является привычной практикой. Серьезным бонусом стала субсидия в 500 тыс. руб. от дистрибьютора «Джак Автомобиль». Это существенно снизило стоимость автомобиля, который в 2024 году обошелся «Дельте» в 8,3 млн руб.
Приобретение нового JAC K7 повысило эффективность работы транспортной компании.
«Новая машина, в отличие от грузовиков с пробегом в нашем парке, не требует постоянного обслуживания и ремонта. Мы не тратим на них драгоценное время, так что K7 практически не стоит и накатывает больше 10 тыс. км в месяц, принося прибыль. То есть автомобиль сегодня вернулся с маршрута, сегодня же получил документы на новую загрузку и снова работает», — говорит гендиректор «Дельты».
В каждый рейс новая машина, как и остальные в парке, загружается по максимуму — для К7 это 23 тонны. За 10 месяцев эксплуатации автомобиль прошел почти 87 000 км, при этом по расходу топлива он не отличается от «европейцев»: и DAF, и JAC К7 в среднем тратят 35 л дизеля на 100 км.
«Сейчас наши затраты на ремонт и обслуживание грузовика минимальны. С ноября 2024-го мы провели только два плановых ТО — на 10 и 50 тысячах километров пробега, заменили масла в двигателе, коробке, заднем мосту и ступицах, фильтры полностью где-то через 20-30 тысяч. Никаких глобальных поломок не было. Решили какие-то мелкие проблемы с проводкой, фонариками».
Кстати, с многими задачами по обслуживанию и ремонту в компании справляются своими силами — у дилера бывает дороговато, к тому же Евгений Степаненко предпочитает проверенные на собственном опыте марки: «Я в свои машины всю жизнь лью только бельгийское масло. Пусть оно не дешевое, но я в нем уверен. После двух замен вопросов нет: двигатель не подъедает масло, работает ровно, красиво».
Думай заранее
Чтобы избежать проблем в ходе дальнейшей эксплуатации грузовика, в компании приняли некоторые меры: «В электрике, пневматике были не дотянуты хомуты. Мы просто-напросто подняли кабину и от начала до конца переупаковали проводку, воздушные и топливные магистрали, хомуты — они могут перетереться при движении, вибрации. С „европейцами“ мы такого не делали, но тут подстраховались».
Машину сразу обработали антикором — полностью проливали кабину, раму.
«Сделали это для самоуспокоения, так как знали, что у „китайцев“ бывают такие проблемы. Зима прошла — у меня вопросов никаких не было, ржавчина нигде не вылезла, — говорит Евгений Степаненко. — По-хорошему, надо повторять: защитное покрытие работает 2-3 года. Но особо никто этого не делает. И необходимо мыть автомобиль. Кто-то ругает китайские грузовики, а машины из рейса в рейс уходят немытые. У меня машина из рейса на базу всегда приезжает чистая, без соли и грязи. Просто надо следить за этим, и проблем не будет».
Запчасти в наличии
Оснащение K7 двигателем Cummins было важно, поскольку, помимо высоких рабочих характеристик, этот агрегат также отличает ремонтопригодность. Запчасти для него доступны на рынке, и их не приходится ждать месяцами, как это бывает с двигателями некоторых других марок, что критично для работы транспортной компании.
Немаловажно и наличие у «Джак Автомобиль» склада других востребованных комплектующих. Это значительно упрощает обслуживание и минимизирует простои. К тому же дистрибьютор реализует комплектующие через всех официальных дилеров и авторизованные сервисные станции: смущает цена у одного дилера — можно обратиться к другому.
«Я убедился, что даже такие детали, как крылья или подножки, можно легко заказать через сайт любого официального дилера JAC и получить их в течение недели. Например, мне нужен подкрылок (брызговик) ведущего моста, который могут сорвать прицепом при проезде по неровной дороге. По опыту знакомых знаю, что дилеры некоторых других китайских брендов смогут привезти этот подкрылок только через 3-4 недели. А я оформил заказ на сайте, ничего не выясняя дополнительно, — и через неделю подкрылок уже был мне доставлен. С более сложным ремонтом мы не сталкивались, но такие необходимые основные расходники, как крылья, подножки, что-то простое по пластмассе всегда есть в наличии. Больше того, на сайте указано, что и двери есть, и другие кузовные запчасти, и кабина целиком, их не нужно ждать 2-3 месяца. Для меня это большой плюс», — рассказал Евгений Степаненко.
Планы на будущее
Руководитель «Дельты» говорит, что, если потребуется приобрести новый тягач, он снова рассмотрит JAC K7. «Формировать парк из машин одной марки все-таки предпочтительнее, — отмечает Евгений Степаненко. — Я оцениваю опыт коллег из другой транспортной компании, которые приобретали тягач JAC в конце 2023 года. Машина пробежала 200 тыс. км и хорошо себя показывает. У нашего K7 пробег пока небольшой, и в данный момент меня все устраивает. Посмотрим, как он покажет себя в дальнейшей работе».





