
Столичная транспортная система продолжает масштабный переход на электробусы, усиливая экологический эффект и комфорт для пассажиров.
С 2018 года электробусы прочно вошли в транспортный ландшафт Москвы. Сегодня более 2 400 машин КАМАЗ и ЛиАЗ обслуживают свыше 210 маршрутов, делая столицу крупнейшим оператором электрического общественного транспорта в Европе.
Электробусы обеспечивают более плавный и тихий ход, снижают уровень вибраций и не выбрасывают в атмосферу вредных веществ, что, по данным Департамента транспорта Москвы, уменьшает углеродный след на 60 тонн CO₂ в год с каждого заменённого автобуса.
Новый сегмент: мини-электробусы для узких улиц
В 2025 году Мосгортранс начал тестирование электробуса малого класса ГАЗель e-City, адаптированного для маршрутов с низким пассажиропотоком и узких улиц, где крупная техника затруднена в движении.
Технические характеристики модели:
-
10 посадочных мест, вместимость — 14 пассажиров
-
запас хода до 150 км
-
климат-контроль
-
широкие двери с кнопками открывания
-
откидная аппарель и площадка для колясок или велосипедов
-
улучшенное электрооборудование и ПО
Как отметил заммэра Москвы Максим Ликсутов, испытания в разных погодных условиях помогут принять решение о закупке подобных машин для замены автобусов малого класса.
Эволюция основных моделей
В 2025 году на линии вышли электробусы нового поколения КАМАЗ-52222 — с увеличенной накопительной площадкой (+15%), переработанной планировкой салона, местами для ручной клади и улучшенной климатической системой.
Двери получили световую индикацию, а дизайн стал ближе к мировым трендам промышленного транспорта. По контракту жизненного цикла в этом году планируется поставить 400 таких машин, что поддерживает производственные мощности КАМАЗа и занятость в регионах.
Инфраструктура: парки нового типа
Москва первой в России начала строительство специализированных парков для электротранспорта.
-
2022 год — открытие крупнейшего в Европе парка «Красная Пахра» (ТиНАО)
-
2023 год — запуск парка «Митино» (северо-запад столицы)
-
конец 2023 года — ввод в эксплуатацию парка «Салтыковка» (восток Москвы)
Каждый парк обслуживает десятки маршрутов, обеспечивая бесперебойную зарядку и техническое обслуживание машин.
Пассажирский комфорт и сервис
Все электробусы Москвы — низкопольные, оборудованы аппарелями и кнопками вызова водителя для маломобильных пассажиров. В салонах установлены:
-
адаптивное освещение (смена оттенка с холодного на тёплый в зависимости от времени суток)
-
USB-порты для зарядки гаджетов
-
медиаэкраны с информацией о маршруте
-
электрическое отопление и система воздушной завесы при открытии дверей
Оплата проезда возможна любым удобным способом через цифровые валидаторы, а безопасность обеспечивают внешние и внутренние видеокамеры.
Стратегическая цель
По плану правительства Москвы, к 2035 году почти весь парк городского наземного транспорта перейдёт на электротягу. Это решение одновременно снижает нагрузку на экологию мегаполиса, повышает уровень сервиса и формирует спрос на отечественные высокотехнологичные решения в транспортном машиностроении.
«Развиваем электротранспорт в столице, как поручил мэр Москвы Сергей Собянин. Инновационные модели российского производства становятся новым стандартом качества для городских перевозок», — подчеркнул Максим Ликсутов.