Подразделение «Даймлер Тракс» уверенно завершило в непростых условиях 2019 финансовый год. С 2,5 млрд евро операционной прибыли (до уплаты налогов и процентов) 2019 год стал третьим по успешности финансовым годом в истории бизнес-подразделения несмотря на спад (минус 11% в сравнении с 2018 г.). Выручка в 40,2 млрд евро превысила уровень предыдущего года (38,3 млрд). Рентабельность продаж в 2019 году составила 6,1% (на 1,1% меньше чем в 2018 г.).
В III кв. 2019 г. компания почувствовала начинающиеся на ключевых рынках изменения экономики и немедленно отреагировала. К примеру, спрос, который в начале года в Северной Америке, Европе и Японии держался на высоком уровне, к концу 2019 года снизился. В целом после рекордного 2018 года в 2019 году продажи «Даймлер Тракс» упали на 5% до цифры 488 500 (в сравнении с 517 300) единиц. Как следствие, в III кв. 2019 «Даймлер Тракс» скорректировал свои мировые объемы производства. В виду цикличности бизнеса коммерческого транспорта данное развитие продаж считается нормальным и типичным для отрасли.
В 2020 г. в «Даймлер Тракс» ожидают дальнейшей нормализации спроса, который в последние годы был особенно высок. На ключевых рынках сбыта грузовых автомобилей компанией ожидаются скорее неблагоприятные экономические условия. В североамериканском регионе, как предполагает компания, рынок грузовиков большой грузоподъемности (8 класс) значительно снизится. Основой для сравнения является очень высокий уровень 2019 года. В стабильно слабой общей экономической обстановке региона «ЕС30» (ЕС, Соединенное Королевство, Швейцария и Норвегия) спрос на большегрузные автомобили, как ожидается, значительно упадет на фоне мощного предыдущего года. В Бразилии после заметного оживления прошлых лет продажи тяжелых грузовиков скорее всего не поднимутся выше уровня предыдущего года. В Японии мы ожидаем значительный спад спроса на тяжелые грузовики.
Мартин Даум, председатель правления «Даймлер Трак АГ»: «2019 год для «Даймлер Тракс» был стабильным. Мы достигли убедительного финансового результата в 2,5 млрд евро. Компания отреагировала на неблагоприятные экономические условия и скорректировала свои производственные планы. Мы последовательно сокращаем наши затраты, для этого мы усилили меры повышения эффективности. Мы продолжим внедрять эти изменения в нашем бизнесе. Доходность предприятия — ключевой фактор успеха масштабных инвестиций в будущие технологии. Так мы сможем достичь последовательного перехода на экологически чистый, автономный транспорт будущего с сетевыми возможностями подключения».
Повышение производительности для будущих инвестиций одобрено
Еще в ноябре 2019 года в рамках «Дня рынка капиталов» (Capital Market Day) «Даймлер Тракс» четко высказались о намерении сократить как переменные, так и постоянные расходы. Несмотря на успех прошлых инициатив, необходимость действий по-прежнему высока, т.к. с коммерческой точки зрения прибыльность компании все еще нельзя считать удовлетворительной. По этой причине в «Даймлер Тракс» инициировали масштабные меры повышения эффективности по всей компании. В центре внимания — европейская система ведения бизнеса. Программа «СТРИМ 2» (STREAM 2) направлена на сокращение расходов на персонал на 300 млн евро к 2022 году. Меры, реализуемые «Даймлер АГ», были согласованы с представителями работников в соответствующих коллективных договорах, действующих для всех сотрудников компании в Германии. Помимо этого, к 2022 году переменные расходы должны сократиться на 250 млн евро. В качестве примера можно привести новый блок очистки отработавших газов—чрезвычайно затратный ключевой компонент современных грузовиков, который стал гораздо более мощным и при этом более доступным.
Огромные инвестиции на пути к углеродно-нейтральной продукции
Помимо запланированного повышения эффективности «Даймлер Тракс» также систематически осуществляет преобразование своей бизнес-модели, готовя ее к углеродно-нейтральному в локальном масштабе будущему. Это ядро устойчивой корпоративной стратегии. В 2020 и 2021 годах и грузовое, и автобусное подразделение «Даймлер» совместно инвестируют в научно-исследовательскую деятельность около 1,7 млрд евро в год. Таким образом посыл «Даймлер Тракс» ясен: компания хочет возглавить трансформацию отрасли, в т. ч., осуществляя в будущем внушительные инвестиции в новые технологии. Цель—запустить на дороги CO2-нейтральные грузовики (концепция tank-to-wheel—«от бака до колеса» -- прим. перев.) с электрической трансмиссией, продолжить автоматизацию и объединение грузовиков и автобусов в общую сеть.
К 2039 году на трех рынках — в Северной Америке, Европе и Японии «Даймлер Тракс» планирует предлагать новые углеродно-нейтральные автомобили. Уже к 2022 году цель компании на этих основных рынках сбыта — запустить серийное производство автомобилей с электрической трансмиссией. Во второй половине 20-х годов «Даймлер Тракс» планирует расширить портфель серийной продукции, включив в него электрические грузовики на топливных элементах, которые будут эксплуатироваться на жидком водороде. Конечная цель — углеродно-нейтральный транспорт на дорогах к 2050 году. Помимо этого, к 2022 году все европейские заводы грузового и автобусного подразделений «Даймлер» будут производить транспортные средства углеродно-нейтральным методом и получать энергию из возобновляемых источников.
Инновационная продукция для тех, кто поддерживает мир в движении
В портфолио «Даймлер Тракс» представлены мощные мировые бренды с превосходной продукцией, поэтому его позиция крупнейшего в мире производителя коммерческой техники массой свыше 6 тонн неоспорима. В начале 2019 года состоялась мировая премьера новой модели Freightliner Cascadia, представленной в рамках Consumer Electronic Show (CES) в Лас-Вегасе; это серийный грузовик с функцией полуавтономного вождения (уровень 2 по SAE), получивший множество одобрительных отзывов, включая награду «Лучшая транспортная технология». Позже в этом же году новая модель Cascadia была выпущена в Австралии и Новой Зеландии. В мае 2019 г. в Вёрте также стартовало производство нового Mercedes-Benz Actros. Журналисты из отраслевых СМИ выбрали новый Actros «Международным грузовиком года 2020». С новым Mercedes-Benz Actros «Даймлер Тракс» оптимистично настроены относительно своей позиции на европейском рынке.
Новый Actros был также успешно запущен в Бразилии: там новый Actros дебютировал в октябре 2019 г. на Fenatran, крупнейшей промышленной выставке коммерческого транспорта Латинской Америки. Грузовик большой грузоподъемности был специально доработан для латиноамериканского рынка; в то же время в нем реализованы технологии, доступные по всему миру, такие как MirrorCam. Запуск на рынок запланирован на 2020 г., после чего новый Actros вновь установит в Бразилии новые стандарты эффективности, безопасности и возможностей сетевого подключения.
На важном для компании рынке Индии в связи с новым экологическим стандартом «Бхарат этап VI» (BS VI) «Даймлер Тракс» полностью обновили линейку продукции своего бренда «БхаратБенц», которую они представили в январе 2020 г. Имея в своем портфолио 13 новых грузовиков большой и средней грузоподъемности, «БхаратБенц» выполняет условия нового индийского стандарта BS VI, основывающегося на технологиях Евро 6. В то же время во многих отношениях клиентам предлагаются новые стандарты, к примеру, новые автомобили оснащены бортовой системой обслуживания в режиме реального времени Truckonnect и более комфортными кабинами, чем у местных конкурентов. На японском рынке клиентам с октября 2019 года доступен большегрузный автомобиль FUSO Super Great с функцией полуавтономного вождения (уровень 2 по SAE).
Подразделение E-Mobility запускает глобальную инициативу создания зарядной инфраструктуры для электрических грузовиков
«Даймлер Тракс» является первопроходцем в сфере электрических средств передвижения: с одной стороны, с электрическими грузовиками компании, которые уже эксплуатируются клиентами по всему миру, а с другой стороны, с холистической экосистемой, включающей сервисы по консультированию и обеспечению инфраструктурой владельцев электрических грузовиков. Теперь же подразделение E-Mobility в составе грузового и автобусного подразделений «Даймлер» запускает глобальную инициативу по зарядке электрических грузовиков (eTruck Charging Initiative), чтобы обеспечить грузовики, работающие на электрических аккумуляторах, необходимой зарядной инфраструктурой. Изначально инициатива будет направлена на установку зарядных станций в грузовых парках клиентов. В рамках этой инициативы подразделение E-Mobility соберет воедино основных действующих лиц: пользователей электрических грузовиков, операторов электросетей, поставщиков электроэнергии, производителей зарядного оборудования и провайдеров зарядного ПО.
На данный момент инициатива направлена на США и Европу. За ними последует Япония. С 2018 г. E-Mobility объединяет мировое ноу-хау грузового и автобусного подразделений «Даймлер» в сфере электрических средств передвижения и определяет, какой будет стратегия различных брендов и сегментов для электрических компонентов и продуктов. Как и в случае со всемирной платформенной стратегией для обычных автомобилей, подразделением E-Mobility разрабатывается электрическая архитектура, что позволит максимально повысить пользу от синергии и оптимизировать использование инвестиций.
«Даймлер Тракс» и «Торк Роботикс» проводят масштабные испытания систем вождения с высокой степенью автономности
В сентябре 2019 года «Даймлер Тракс» совместно с «Торк Роботикс» (Torc Robotics—американская дочерняя компания «Даймлер Тракс» — прим. перев.), лидером в сфере разработки программного обеспечения для автономного вождения, начали разработку и испытания на дорогах общего пользования грузовиков с уровнем автономности 4 по SAE. Первые маршруты проходили по автомагистралям на юго-западе Виргинии, вблизи головного офиса «Торк Роботикс». Скоро к этому добавится много маршрутов в других штатах. В начале 2019 года на Consumer Electronics Show (CES) в Лас-Вегасе «Даймлер Тракс» объявили об инвестициях в развитие в последующие годы высоко автоматизированных грузовиков в размере свыше 500 млн евро (около 570 млн долл. США). В июне 2019 года в «Даймлер Тракс» для этих целей было создано подразделение автономных технологий (Autonomous Technology Group). Совместно со своим дочерним предприятием «Торк Роботикс», которое было присоединено весной 2019 г., всемирная организация объединяет мировое ноу-хау и опыт в создании систем автономного вождения. Подразделение отвечает в «Даймлер Тракс» за общую стратегию и внедрение систем вождения с высокой степенью автономности.