Компания-перевозчик Caprichosa Auto Onibus c головным офисом в Рио-де-Жанейро на протяжении всей своей истории старалась использовать наиболее актуальные технические достижения в области городских автобусных перевозок. В поисках инновационных решений, способных вывести бизнес на новый уровень, компания решила изучить вопрос применения автоматических коробок передач в автобусах из собственного парка.
С этой целью в сотрудничестве с компанией Allison Transmission, крупнейшим мировым производителем полностью автоматических коробок передач для коммерческих транспортных средств средней и большой грузоподъёмности, были модифицированы два автобуса Mercedes-Benz OF 1418 и OF 1722 — на них установили полностью автоматические коробки передач Allison 3000 Series™. В конце 2010 года оба автобуса вышли на маршруты, пролегающие через районы и пригороды Рио-де-Жанейро.
«Мой отец всегда старался внедрять новые технологии и решения, которые потенциально могли принести пользу нашей компании, — отметил финансовый директор Хосе Альберто Барбоса (José Alberto Barboza), сын Хосе де Кастро Барбосы (José de Castro Barboza), основателя концерна, объединяющего компании Caprichosa Auto Onibus и Auto Viação Tres Amigos. — Он взялся за разработку прототипов в сотрудничестве с компанией Allison, поскольку хотел повысить уровень комфорта пассажиров за счёт более плавного переключения передач. Помимо этого, его привлекало ещё одно преимущество автоматических коробок передач: они позволяют сократить затраты на техническое обслуживание».
Оба автобуса создавались на основе новых шасси без пробега, и инженеры Allison отслеживали все изменения и доработки, необходимость которых выявлялась в ходе повседневной эксплуатации. Автобусы всегда эксплуатировались на маршрутах с интенсивным движением и по возможности управлялись одними и теми же водителями.
«Эти прототипы преподнесли нам много хороших сюрпризов, в частности отсутствие простоев. Оказалось, что автобусы идеально подходят для установки автоматических коробок передач — потребовались лишь незначительные изменения. Кроме того, водители положительно оценили новые условия работы: им больше не нужно было переключать передачи, что снизило утомляемость и повысило безопасность. Это очень важно для компании, поскольку водители — чрезвычайно значимый ресурс в нашей сфере деятельности. Мы также заметили, что пассажиры чувствуют себя более комфортно в автобусе с автоматом из-за отсутствия толчков при переключении передач», — пояснил господин Барбоса.
За без малого 10 лет эксплуатации прототипы с автоматическими коробками передач прошли 1,1 миллиона километров и останавливались лишь единожды — на пробеге 857 тысяч километров для ремонтно-восстановительного обслуживания деталей, подвергшихся естественному износу и не имеющих отношения непосредственно к трансмиссии. Опыт перевозчика показывает, что при таком же пробеге автобусу с механической коробкой передач придётся пройти техобслуживание примерно 12 раз — для замены сцепления, дисков и т. д. То есть средний интервал замены этих компонентов составляет 90 тысяч километров, а простой транспорта, стоимость запасных частей и услуг ремонтного предприятия выливаются в значительную сумму.
«Кто не обновляется, тот отстаёт, а это недопустимо в любой сфере экономической деятельности, — уверен Хосе Альберто Барбоса. — Без сомнения, автоматические коробки передач — это эволюция, которую в нашей отрасли невозможно игнорировать. После нашего эксперимента с прототипами мы закупили десять изготовленных специально для нашего концерна автобусов Mercedes-Benz OF 1721, оснащённых полностью автоматическими коробками передач Allison».