В минувшем году сразу несколько месяцев стали, пожалуй, самыми сложными с точки зрения продаж новых автомобилей в Европе. Но одна часть этого сектора замедлила тенденцию к снижению — речь идет об электромобилях. По данным аналитической компании JATO, количество регистраций легковых автомобилей с бензиновыми и дизельными двигателями в июне 2020 года сократилось на треть по сравнению с июнем 2019 года. В то же время продажи электромобилей выросли почти на две трети. Обеспокоенность, связанная с изменением климата, успехи в развитии технологии батарей и успешная разработка более доступных европейских электромобилей с увеличенным запасом хода — все перечисленное внесло свой вклад в увеличение спроса на экологически чистые транспортные средства. А значит, со временем возрастет доля электромобилей, которые будут обслуживаться, и ремонтироваться в независимых автомастерских.
Это отличные новости для рынка послепродажного обслуживания автомобилей. Однако не стоит забывать о том, что по сравнению с автомобилями с традиционными силовыми агрегатами ремонт и обслуживание электрических и гибридных транспортных средств требует дополнительных навыков и условий. Так, необходимо, чтобы технические специалисты были не просто обучены стандартам обслуживания электромобилей, но и могли обеспечить безопасность работы с электрическими системами в условиях автомастерской. Ниже описаны ключевые элементы подготовки вашего СТО к работе с электрическими и гибридными автоомобилями.
ВАЖНОЕ ЗАМЕЧАНИЕ. Компания DENSO рада поделиться своими техническими знаниями и опытом. Однако стоит учитывать, что продукты DENSO для электрических и гибридных транспортных средств, упомянутые в этой статье, поставляются исключительно в качестве оригинального оборудования и в настоящий момент недоступны в ассортименте продуктов для рынка послепродажного обслуживания автомобилей.
5. Понимание специфики планового технического обслуживания
Понимание специфики планового технического обслуживания различных электрических и гибридных транспортных средств важно для того, чтобы технические специалисты могли дать клиентам достоверную информацию. В особенности с учетом того, что электромобили, как правило, требуют меньшего объема технического обслуживания по сравнению с автомобилями с дизельными и бензиновыми двигателями.
Хотя сроки проведения планового технического обслуживания и его объем для разных автомобилей могут немного различаться в зависимости от рекомендаций конкретного производителя, электрические системы, в принципе, требуют гораздо меньшего вмешательства технических специалистов. В электромобилях меньше обслуживаемых узлов и компонентов. Например, отсутствует необходимость замены моторного масла, трансмиссионной жидкости, свечей зажигания, фильтров и приводных ремней. Хотя тормозную систему имеют и автомобили с традиционными двигателями, и электромобили, благодаря наличию функции регенерации в последних компоненты тормозной системы, как правило, служат дольше.
Тем не менее электромобили имеют похожие требования к техническому обслуживанию световых приборов, салонных фильтров, подвески, шин и щеток стеклоочистителя. Автомобили с гибридным силовым агрегатом с функцией зарядки батареи от внешнего источника питания имеют меньше отличий, поскольку оснащены бензиновым двигателем с такими же требованиями к техническому обслуживанию, как у обычных автомобилей.
4. Понимание различных электрических систем
Как не существует двух одинаковых бензиновых или двух одинаковых дизельных автомобилей, так и электромобили имеют различные нюансы, которые обуславливают специфику их обслуживания и ремонта.
Для примера возьмем электромобили с зарядкой батареи от внешнего источника питания. В ранних моделях, как правило, использовалась система медленной зарядки. В наиболее современных моделях реализована система быстрой зарядки. Это означает, что для зарядки различных электромобилей потребуется несколько различных вариантов зарядных кабелей. Тип батареи также может быть разным в зависимости от производителя и модели электромобиля, который вы обслуживаете. Благодаря знанию современного парка электромобилей, пониманию их уникальных конструктивных решений и дополнительного оборудования технические специалисты смогут обслуживать электромобили эффективно и безопасно.
Один из способов достижения этой цели — идти в ногу с поставщиками компонентов, которые принимают участие в разработке электромобилей. Например, DENSO тесно сотрудничает с несколькими автопроизводителями в области разработки систем охлаждения и рулевого управления для электромобилей. А значит, она способна транслировать свои знания и опыт на рынок послепродажного обслуживания автомобилей.
3. Выявление распространенных неисправностей
Как и в автомобилях с бензиновыми и дизельными двигателями, в конструкции электромобилей существует несколько компонентов, которые могут чаще становиться причиной возникновения той или иной неисправности. Зачастую это определяется тем, как компонент работает в той или иной системе транспортного средства. Например, нередки случаи ухудшения рабочих характеристик высоковольтной батареи электромобиля вследствие ее естественного износа. Знание того, где и как правильно проверять работоспособность высоковольтной батареи, будет иметь критическое значение для успешной диагностики.
Другим элементом, который, вероятно, потребует обслуживания, является система охлаждения электромобиля. Она играет важную роль, поскольку компоненты высоковольтной цепи электромобиля генерируют значительное количество тепла. По аналогии с радиаторной системой охлаждения обычного автомобиля система охлаждения электромобиля должна регулярно проверяться для поддержания ее эффективной работы. В некоторых случаях требуется слив охлаждающей жидкости.
Вновь отметим, что гибридные автомобили отличаются от автомобилей с традиционными двигателями в меньшей степени, чем электромобили, поскольку оснащены двигателем внутреннего сгорания — со всеми его характерными и известными проблемами. Фильтры, смазочные и расходные материалы требуют периодической замены. Еще один момент, который следует учитывать при работе с гибридным автомобилем: во время выполнения работ с двигателем необходимо убедиться в том, что высоковольтная система разряжена. Это нужно не только из соображений безопасности, но и для предотвращения самопроизвольного запуска двигателя во время технического обслуживания, что может привести к серьезному повреждению механических компонентов.
2. Освоение необходимых навыков
Крайне важно, чтобы перед началом работы с электромобилями технические специалисты прошли специальный аккредитованный курс обучения. В Европе предлагаются различные курсы, посвященные обслуживанию электромобилей, в рамках которых даются базовые знания, объясняются основы техники безопасности, а также рассматриваются конкретные вопросы ремонта различных систем электромобиля и замены компонентов.
Это необходимо по целому ряду причин.
Во-первых, это важно для соблюдения требований законодательства. По всей Европе быстро вводится универсальное требование: перед допуском к работе с высоковольтными электрическими системами работник должен получить соответствующий сертификат. Каждая страна будет иметь свои нормы и придерживаться различных подходов к организации обучения и сертификации. Ознакомьтесь с требованиями, действующими в вашей стране.
Во-вторых, хотя существует мнение, что электромобили незначительно отличаются от автомобилей с бензиновыми и дизельными двигателями, на деле навыки, необходимые для безопасной работы с электромобилями, очень специфичны. Некоторые компоненты электромобиля могут быть вам незнакомы, а для обслуживания и ремонта могут потребоваться специальные инструменты и особые умения. К ним можно отнести инструменты с электрической изоляцией и специальное диагностическое оборудование, соответствующее европейским стандартам.
Количество опасных факторов, связанных с обслуживанием электромобилей, велико настолько, что допуск лиц, не имеющих подготовки соответствующего уровня, к работе с электромобилями категорически запрещен.
1. Постоянное соблюдение мер безопасности
Электромобили представляют собой гораздо большую опасность для технических специалистов по сравнению с автомобилями с бензиновыми и дизельными двигателями. Например, электрическое напряжение в электрических и гибридных автомобилях намного выше электрического напряжения в автомобилях с традиционными двигателями. Кроме того, батареи электромобилей зачастую содержат вещества, представляющие собой опасность в случае их утечки. А поскольку батареи хранят значительное количество энергии, при неправильном обращении они могут взорваться.
Для независимых СТО важно не только то, что технические специалисты обладают необходимым уровнем подготовки для работы с электромобилями, но и то, что они способны обеспечить должный уровень безопасности при работе с электрическими системами. Большинство электромобилей остаются потенциально опасными даже после их отключения. Это связано с тем, что системы электромобиля сохраняют электрический заряд в различных конденсаторах. Следовательно, отключение и обесточивание систем необходимо выполнять в надлежащей последовательности. Между отключением и началом работ с электромобилем должно пройти достаточно времени.
Меры безопасности следует соблюдать не только в пределах СТО. Для мастерских, предлагающих услугу доставки автомобиля на сервисное обслуживание, важно убедиться в том, что ключ дистанционного управления электромобилем удален на достаточное расстояние, а батарея отключена до погрузки транспортного средства на эвакуатор. Это предотвратит самопроизвольную активацию электромобиля по пути в автосервис.
Работа с электрическим оборудованием, находящимся под напряжением, допускается только в том случае, если нет другого способа выполнить эту работу. И даже тогда — только если она абсолютно необходима и может быть выполнена безопасно. Технические специалисты всегда должны учитывать опасные факторы при работе с электромобилями. Это подразумевает оценку рисков для самих специалистови для непосредственного окружения.
Электрифицированные транспортные средства: возможности для роста бизнеса
Для некоторых независимых СТО электромобили все еще представляют собой в большей степени нереализованную возможность. В то же время это направление деятельности не лишено рисков и обладает рядом нюансов. Только специалисты, имеющие надлежащую подготовку, могут быть допущены к работе с электромобилями. Причем только после проведения соответствующей оценки рисков.
Компания DENSO продолжает тесное сотрудничество с крупнейшими автопроизводителями в сфере разработки электрических систем. Она обладает значительным опытом в области разработки автомобильных систем как части автомобиля в целом, а значит, имеет надежную базу для создания самых современных, инновационных и безопасных решений для электрического транспорта. Знания и опыт, полученные при работе на уровне поставщика оригинального оборудования, выводят нас на выгодные позиции. Это позволяет оказывать поддержку нашим заказчикам, которые занимаются послепродажным обслуживанием автомобилей и открывают для себя возможности, предоставляемые электрифицированными транспортными средствами.