«Серые» маршруты вместо дилеров: РФ меняет правила автомобильного импорта

Что происходит

С начала 2025 года существенно сократился импорт новых автомобилей по официальным каналам — минус 70 % по сравнению с маем 2024-го. Несмотря на это, альтернативные схемы ввозят машины в страну «в обход»: через частников и перевозчиков. Часть этих авто поставляется и для личного пользования, но брокеры активно действуют от имени клиентов — и итог: порядка 41 % всех иномарок импортируется по «серым» маршрутам. Такой объём — рекорд для российского рынка.

Почему это тренд

  • Цены и каналы: оформление машины через альтернативный канал обходится на 5–10 % дешевле, а в итоге — даже до полумиллиона выгоднее. Особенно актуально для премиум-сегмента: BMW X5, Mercedes G‑Class, Mazda и Toyota.

  • Утильсбор и лазейки: утильсбор распространяется на машины свыше 3 л, в то время как модели с объёмом до 3 л и для личного ввоза остаются вне зоны регулирования. Многие платят небольшую комиссию и ввозят авто «самому себе», по сути обходя ограничения.

  • Грязный контекст: падение доли официальных продаж — следствие высокой ключевой ставки (вредит автокредитованию), дефицита рублёвых запасов у дилеров и отсутствия складских моделей.

Экономика дилеров и «альтернативщиков»

Официальные дилеры минимизируют запасы: если раньше ожидалось 2‑месячное хранение, сегодня нормой считается 2 недели. Автокредиты состоят в диапазоне 17–28 % годовых, что снижает спрос. В то же время, «серые» схемы процветают даже несмотря на отсутствие заводских гарантий и потенциальные сложности с сервисом.

Какие риски и куда дальше

  • Регуляторное давление: власти хотели ограничить импорт и поддержать локальные бренды. Но лазейки подрывают эффективность политик.

  • Прозрачность цен: наличие «серых» каналов нарушает баланс рынка — официальные рекомендации и динамика цен разрываются, дилеры не успевают адаптироваться к курсу валют.

  • Будущее дилеров: при текущей динамике без ликвидизации «серых» схем — официальная дилерская сеть продолжит испытывать давление, что спровоцирует рост теневого сегмента.

Пока официальные поставки падают, а кредиты дорожают, россияне активно ищут обходные пути за рубежом. Это указывает на провал регуляторной стратегии по ограничению импорта и создает вызовы для дилеров. Рынку нужен прозрачный баланс: сохранение контроля и стимулирование отечественного производства, но при этом — устранение мотивации к серому импорту.

 

Новостная рассылка

Новостной дайджест на вашу почту!

 
Новости