Константин Малюгин, руководитель отдела маркетинга и развития.
Из истории электронного декларирования и Центров электронного декларирования.
В РФ первая электронная декларация была выпущена в 2002 г. по технологии «ЭД - 1», суть которой заключалась в подключении по выделенному каналу связи. Такой способ подразумевал существенные финансовые затраты, соответственно, объемы поданных в электронной форме деклараций были не значительны.
Согласно статистическим данным, в 2008 году электронных деклараций было не более 9% от общего объема ДТ. После внедрения технологии «ЭД — 2» (подключение к сети Интернет) произошел массовый переход на электронное декларирование. А уже в 2010 году все таможенные посты имели возможность принимать декларации в электронном виде.
В 2012 году ФТС России реализовала возможность подачи электронной декларации на товары через Интернет посредством информационного портала электронного представления сведений. Созданный на основе современных web-технологий информационный портал позволил исключить необходимость применения участником ВЭД специализированного программного обеспечения и предоставил доступ к данной технологии всем категориям заинтересованных лиц. Все перечисленные технологии послужили надежной основой для перехода в 2014 году на обязательное таможенное декларирование товаров в электронной форме.
Бурное развитие электронного декларирования обусловило необходимость создания Центров электронного декларирования (ЦЭД). Центры электронного декларирования представляют собой таможенные посты, где декларирование товаров осуществляется исключительно в электронной форме, что подразумевает удаленный выпуск товаров.
В настоящее время в РФ функционирует 26 ЦЭД-ов во всех федеральных округах, причем в отдельных субъектах РФ на их долю приходится до 90% ДТ.
Преимущества и недостатки работы с Центрами электронного декларирования.
На сегодняшний день Группа компаний «Континент» успешно взаимодействует с 6 Центрами электронного декларирования. При взаимодействии с ЦЭД-ами немаловажным фактором является предварительная работа с документами на груз, т. к. имеется ряд нюансов. К примеру, ЦЭД может быть ориентирован на какую-то товарную позицию, несмотря на то, что мотивация работы ЦЭД-ов - это четкие показатели для ФТС, в связи с чем ЦЭД-ы, разумеется, позиционируют себя как лояльные ко всем группам товаров.
Одним из важнейших преимуществ при работе с ЦЭД-ами является доступность для регионов. Наш опыт говорит о том, что нет существенной разницы, откуда подается ДТ. В любом случае, при возникновении вопросов происходит взаимодействие между инспекторами и подающими. ЦЭД-ы имеют также очевидное преимущество, предоставляя возможность подтверждения поступления товара.
Один из самых волнующих моментов — это сроки. В случае если не возникает никаких вопросов, то выпуск может занять от 3 часов с момента подачи ДТ. Наш рекорд — в течение 1 часа. Решение вопросов, разумеется, упрощается и ускоряется при наличии связей с инспекторами ЦЭД-ов.
Более того, появилась возможность хранить все архивные документы по поставкам на сервере таможни, что позволяет ускорить процедуру таможенного оформления.
Есть и очевидные трудности, с которыми нам приходится сталкиваться при работе с ЦЭД-ами. В первую очередь это согласование стоимости: не согласовывают. Более того, это также риски, впрочем, как и везде. Если говорить о преодолении формализации документов, то она, к сожалению, пока остается, т. к. документы необходимо предоставлять в строгом электронном формате. Кроме того, не все таможенные посты готовы работать с ЦЭД-ами, т. к. уходят платежи, что влияет на общие показатели. И, как следствие, - иногда происходит искусственное замедление процесса таможенного оформления.
Перспективы.
В этом году планируется завершение перехода на безбумажный способ взаимодействия с таможенными органами в ходе процедуры таможенного оформления. Для этого на базе главного вычислительного центра Федеральной таможенной службы уже была проделана колоссальная работа, суть которой заключается в распределении подаваемых ДТ между региональными ЦЭД-ами. Это было необходимым шагом, направленным на укрепление взаимоотношений российских предпринимателей с предпринимателями стран-участниц всемирной торговой организации (ВТО), ведь ЦЭДы создавались с целью облегчить и упростить взаимодействие между участниками ВЭД.