Особенности таможенного оформления грузов из Китая

Артем Лылык, генеральный директор Asia Import Group.

16 лет назад, в июле 2001 года, между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой был подписан «Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве». С этого момента объем грузооборота между двумя государствами постоянно увеличивался. В прошлом году Китай был признан основным партнером России по внешнеэкономической деятельности: товарооборот с Поднебесной достиг $17,8 миллиардов, составив 14,1% от общего торгового оборота нашей страны, что на 2% больше, чем в 2015 году. В текущем году показатели снова увеличились: в РЖД отметили рост перевозок через границу с Китаем на 12,2% на Дальнем Востоке по итогам первого квартала 2017 года, при этом общий объем грузов составил более 3 млн тонн. Грузооборот китайских портов за 9 месяцев этого года вырос на 7,3% в сравнении с показателем аналогичного периода прошлого года и составил 6,5 млрд тонн.

Так как системы транспортного сообщения в Китае развиты на очень высоком уровне, у предпринимателей есть широкий выбор способов доставки товаров из Поднебесной до конечного пункта на территории РФ. В зависимости от финансовых возможностей и временного запаса перевозка грузов может осуществляться воздушным, морским или наземным транспортом.

Дороже всего обойдется доставка на самолете, но такой способ будет незаменим, если компании необходимо получить груз в максимально сжатые сроки. Как правило, по воздуху транспортируют скоропортящиеся продукты или товары с высокой оборачиваемостью, которые нужно привезти конечному покупателю как можно скорее. Менее затратной, но более длительной окажется транспортировка грузов по железной дороге или автомагистралям. Кроме того, выбирая доставку поездом, компании придется закладывать дополнительное время на перемещение товаров с одного состава на другой на границе с Китаем из разницы в ширине колеи железнодорожного полотна. Тем не менее, самым долгим способом транспортировки являются морские перевозки. Так как на кораблях груз доставляется только до порта, оттуда в конечный пункт его придется перевозить автомобилем или поездом, что обернется дополнительными временными и финансовыми затратами.

Отличаясь стоимостью и длительностью, все перечисленные способы доставки имеют один общий этап, миновать который не представляется возможным, — таможенный контроль. Без этой процедуры пересечь границу с Россией товары не смогут. Для решения такой, на первый взгляд, несложной задачи на самом деле требуются глубокие профессиональные знания и практический опыт. Многие предприниматели, годами занимающиеся торговлей китайской продукцией, зачастую допускают ошибки при оформлении документов на таможне, а новички в этом деле оказываются в неприятном положении практически в 100% случаев. Чтобы избежать проблем на границе и сосредоточить внимание на бизнес-процессах компании, лучше всего заключить договор с профессиональным посредником, надежной организацией, которая возьмет ответственность за своевременную доставку и сохранность груза на себя. Сегодня таких предложений на рынке много, и, чтобы не оказаться обманутым недобросовестным подрядчиком, рекомендуется выбирать крупную компанию с многолетним стажем с солидным клиентским портфелем, например, такую как Asia Import Group.

В случае обнаружения преднамеренных или случайных ошибок в таможенной документации, транспортировка груза может быть расценена как нарушающая закон, и тогда его владельцу будет предъявлено обвинение либо в контрабанде по статье №188 УК РФ, в уклонении от уплаты таможенных пошлин по статье №194 УК РФ, либо в незаконном использовании товарного знака по статье №180 УК РФ. В качестве наказания за эти правонарушения предусмотрено лишение свободы на срок от 2 до 6 лет, а если удастся доказать вину сразу по нескольким статьям, то срок тюремного заключения будет определен путем сложения, и в общей сложности он может составить 20 лет.

Однако, даже опасность оказаться за решеткой не останавливает некоторых предпринимателей от использования «черных» схем транспортировки и таможенного оформления грузов из Китая. Главным мотивом для прямого нарушения закона, как правило, выступает финансовый аспект. Способы махинаций могут быть разными: занижение веса товара, проведение одних товаров под видом других, предложение сотрудникам таможни взяток или же заключение договоренностей о фальсификации документов непосредственно с китайским партнером. В последнем случае речь, как правило, идет об указании в инвойсе более низкой стоимости товаров, чем есть на самом деле. Продавец же получает разницу наличными на заводе или денежным переводом. За такое мошенничество в случае его обнаружения покупателю предъявляется обвинение в нелегальной переправке финансов. Нарушитель закона рискует не только потерять свой груз, но и лишиться возможности въезда в Китай, а также оказаться за решёткой. Те, кто осознают всю опасность «черных» схем, никогда их не используют.

Полной противоположностью нелегальным методам является «белая» схема таможенного оформления, подразумевающая выполнение всех процедур согласно букве закона. Комплект документов, необходимый для официального пересечения товарами границы включает в себя: Внешнеторговый Контракт, Спецификацию и Инвойс, Упаковочный лист, Техническое описание товара, документы подтверждающие валютный перевод Поставщику, Договор на транспортные и брокерские услуги, копии платежных поручений об оплате НДС, таможенных платежей и сборов. Все указанные документы должны быть составлены без ошибок, переведены на английский язык, а также заверены печатями и подписями обеих сторон. Помимо этого, могут также потребоваться Сертификаты Соответствия или Декларации о соответствии Техническому регламенту Таможенного Союза для товаров, подлежащих обязательной сертификации, и копия паспорта импортной сделки, если сумма Контракта превышает $50 000.

Такая доставка товара обойдется несколько дороже нелегальной, однако заказчик будет иметь гарантии от производителя, возможность застраховать свой товар и уверенность в отсутствии проблем с законом. Кроме того, официальное оформление таможенных документов позволяет предпринимателю сэкономить на налогах. На основании двухстороннего соглашения, заключенного между Россией и Китаем, часть НДС, которым облагаются товары группы «А» — стимулируемого экспорта — возвращается компании через четыре месяца.

Таким образом, закупая товары в Китае, не стоит прибегать к нелегальным схемам их доставки и таможенного оформления, так как это может не только сказаться на репутации компании, но и привести к значительным убыткам и другим неприятным последствиям для предпринимателей. Бизнес с Китаем будет приносить ответственному коммерсанту высокий доход, а официальное оформление документов поможет успешно заниматься им долгие годы.

Промышленность
 
Избранное Промышленность
 
Ритейл
 
Избранное Ритейл
 
Автомобили и запчасти
 
Избранное Автомобили и запчасти
 
Интернет-торговля и фулфилмент
 
Избранное Интернет-торговля и фулфилмент
 
Продукты питания и фреш
 
Избранное Продукты питания и фреш
 
ПОДПИСКА НА НОВОСТНУЮ РАССЫЛКУ
 
Дополнительная информация
 

 

О сервисе "Умная Логистика"

 

 

 

 

 

 

 

Новостная рассылка

Новостной дайджест на вашу почту!

 
Новости