Предварительное информирование в гражданской авиации: обуза или преимущество?

Первого апреля 2017 года вводится обязательное предварительное информирование таможенных органов о товарах, ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза воздушным транспортом. Перевозчик, или иное лицо, действующее от его имени и по его поручению, будет обязано заранее представить таможенному органу государства – члена союза, на территории которого располагается место прибытия товаров, информацию содержащую установленный набор сведений. Этот набор данных содержит информацию о воздушном судне и ввозимых на нем товарам и иную необходимую для целей таможенного контроля (сведения о маршруте полета, наличии или отсутствии на борту товаров, запрещенных к ввозу на таможенную территорию ЕАЭС, сведения об отправителе и получателе товаров и пр.). По инициативе Российской ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта (РАЭВТ) 28 сентября был проведен Круглый стол, посвященный вопросам обязательного предварительного информирования (http://www.eurasiancommission.org/ru/nae/news/Pages/29-09-2016-2.aspx). В работе форума приняли участие представители российских авиакомпаний, специалисты Евразийской экономической комиссии (ЕЭК), торгово-промышленной палаты РФ, компаний-разработчиков программных продуктов в области информационного взаимодействия, принимающих участие в экспериментальных работах по тематике электронного предварительного информирования на воздушном транспорте, проводимых под патронажем ДТИ ЕЭК. В ходе профессиональной дискуссии были обсуждены многие важные вопросы технологического и технического характера будущего обязательного предварительного информационного обмена. Целесообразно более подробно остановиться на одном принципиальном аспекте дискуссии, который по непонятной причине остается вне поля профессионального обсуждения: на него, обычно, не хватает ни времени, ни необходимых компетенций. Этот важнейший момент касается вопросов организации сбора и передачи в таможенные органы электронных сведений, не вошедших в перечень обязательных для перевозчика, а также – действий, получающих их таможенных органов. Эти действия, по логике, должны способствовать упрощению процедур таможенного контроля разумеется, без снижения эффективности самого процесса. В ходе многочисленных дискуссий в рамках подготовки ЕЭК решения по обязательному предварительному информированию, авиаперевозчикам удалось ограничить пожелания таможенных органов о представлении им электронной информации необходимой для должного проведения автоматизированного таможенного контроля с использованием таможенной системы управления рисками (СУР). В результате, в обязательный перечень передаваемой информации не вошли сведения об импортируемом товаре, о его кодификации в соответствии с единой товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности (ТНВЭД) на уровне первых шести знаков, которые в первую очередь интересуют таможенные органы и по которым происходит автоматизированная отработка информации СУР. Аргументация авиакомпаний была понятна: им доступна информация только присутствующая в унифицированном виде в электронном отраслевом обмене. Сведений о товаре в документах, непосредственно, перевозчика просто нет. Только данные о воздушном судне, маршруте, припасам, пассажирам, грузе. Конечно, в документах перевозчика данных, которые требуются таможне для электронной отработки процедур таможенного контроля до прибытия воздушного судна нет, но их возможно получить у участников логистической цепи авиационных перевозок, разумеется, приложив дополнительные усилия и пойдя на определенные затраты. Представители таможенных органов, аргументируя необходимость обязательности предварительного информирования, не смогли и не захотели приложить доводы, которые бы стимулировали перевозчика на такие дополнительные затраты. В результате, мы получаем механизм, который, по большому счету никому не нужен. Перевозчику – предварительное информирование в его утилитарном не сулит абсолютно никаких преимуществ, сокращающих его издержки. Таможенным органам – предварительное информирование без данных ТНВЭД тоже не нужно, поскольку их СУР не сможет работать в автоматизированном виде. Складывающуюся тупиковую ситуацию возможно разрешить не прикладывая особых усилий на нормативном поприще, не переписывая основополагающие таможенные нормативные акты. Существующего таможенного кодекса – вполне достаточно для обеспечения должной работы автоматизации процедур таможенного контроля с использованием предварительной информации, переданной в необходимом объеме. Речь может идти только об изменении технологий правоприменительной практики таможенных органов. Возможно под эгидой ЕЭК разработать национальные и наднациональные таможенные регламенты, упрощающие процедуры таможенного контроля для добросовестных авиаперевозчиков, которые готовы предоставлять в таможенные органы всю необходимую (не обязательную) электронную информацию и грузе, и о товаре, включающую данные и о коде товара по ТНВЭД, и о «домашних» накладных, содержащих сведения о реальных отправителях и получателях, о необходимых сертификатах и пр. Все эти регламенты должны охватывать процессы безбумажного электронного оформления прибытия воздушного судна, электронного помещения товаров в зону таможенного контроля, электронного безбумажного оформления транзита, последующих процессов электронного декларирования. При такой постановке вопроса, процедуры автоматизации таможенного контроля с использованием предварительно переданной информации о международной авиационной перевозке станут транспарентными, понятными и для перевозчиков, и для экспедиторов, и для экспортеров и импортеров.

Тот факт, что безбумажное автоматизированное получение набора сведений, достаточных для электронных процедур таможенного контроля и существенно сокращающих связанные с этим процессом временные и финансовые потери международной авиационной перевозки, возможно – показал успешный эксперимент, проведенный коллективами нескольких отечественных компаний. Работы по его реализации были организованы по инициативе ЕЭК, ТПП РФ и РАЭВТ на ресурсах крупнейшего российского авиаперевозчика ЭйрБриджКарго, группы компаний «Волга-Днепр». Эксперимент проходил под контролем ИАТА, в полном соответствии со стандартами ассоциации.

Кстати, стандарты международного информационного взаимодействия в гражданской авиации «e-freight» - профессионально реализованы специалистами в данном эксперименте и являются основой для его успешного развития.

Зубаков Г.В.

Международный логистический клуб

Директор

Промышленность
 
Избранное Промышленность
 
Ритейл
 
Избранное Ритейл
 
Автомобили и запчасти
 
Избранное Автомобили и запчасти
 
Интернет-торговля и фулфилмент
 
Избранное Интернет-торговля и фулфилмент
 
Продукты питания и фреш
 
Избранное Продукты питания и фреш
 
ПОДПИСКА НА НОВОСТНУЮ РАССЫЛКУ
 
Дополнительная информация
 

 

О сервисе "Умная Логистика"

 

 

 

 

 

 

 

Новостная рассылка

Новостной дайджест на вашу почту!

 
Новости