При общем позитивном развитии реформы таможенной сферы, встречаются, тем не менее, и «странности» поведения Федеральной Таможенной службы России (далее ФТС), вызывающие массу вопросов у участников рынка перевозок и внешнеэкономической деятельности (ВЭД).
Смена «фаворитов»
В период руководства ФТС г-ном Беляниновым было произведено множество реформ, иногда непоследовательных и спорных, за стремительностью внедрения которых зачастую не успевали главные пользователи услуг ведомства – участники ВЭД. Взять хотя бы громко продекларированную в 2008 году концепцию переноса таможенного оформления к границам РФ и тихо замененную к 2015 году новой стратегией привлечения (назовем это мягко так) участников ВЭД на оформление в места доставки, расположенные в регионе деятельности Центрального Таможенного Управления (ЦТУ).
В ЦТУ взялись за новый подход особенно рьяно. В прошлом году рынок наблюдал действия по фактической выдаче преференций отдельным хозяйствующим субъектам, причем по причинам, не вполне понятным на тот момент большинству участников ВЭД. Фактически ЦТУ попыталось сконцентрировать весь поток грузов, прибывающих в Московский регион железнодорожным транспортом, не только в регионе вообще, но на одном конкретно определенном железнодорожном терминале – «Ховрино», нанеся при этом своими действиями ущерб не только «частникам», но и дочерним подразделениям государственной компании ОАО «РЖД» (ПАО «ТрансКонтейнер», Дирекция по управлению терминально-складской деятельностью), фактически лишившимся дохода от терминальной обработки прибывающих грузов и вынужденных перестраивать логистические цепочки и систему регулировки вагонного парка в угоду произошедшим изменениям.
Как оказалось в дальнейшем, все это происходило не просто так. Не только забота об интересах «казны государевой», как могли бы подумать наши читатели, стала причиной данных действий, но, в первую очередь, тот факт, что бывший начальник Московской таможни г-н Клапов после ухода из таможенных органов стал руководить знакомым ему направлением таможни именно на данном, избранном для концентрации всех объемов прибытия, терминале. Однако со временем на редкость удачная для «Ховрино» ситуация стала меняться – г-н Клапов скоропостижно ушел из жизни, и поддержка «исключительности» со стороны ЦТУ начала снижаться.
Кроме того, у нынешнего руководства ЦТУ начали появляться свои новые интересы. Так, по имеющейся у нас информации, сын нынешнего начальника ЦТУ работает одним из руководителей в структурах терминала «Ворсино» (Фрейт Вилладж Ворсино), дела у которого сейчас идут не так хорошо, как планировалось. Есть подозрение, что именно из-за этого, возможно, принято решение помочь привлечь объемы на этот терминал, используя для этого имеющийся административный ресурс таможенных органов. Методом «оказания помощи» стала проверенная временем схема вытеснения с рынка части уже имеющихся участников и перенаправление их потоков в нужном направлении.
Почему возникло это подозрение? Начало 2017 года ознаменовалось внезапной проверкой ЦТУ деятельности в области соблюдения таможенного законодательства со стороны еще вчера «избранного» терминала «Ховрино», а также непрозрачные намеки отдельных сотрудников таможни участникам ВЭД о том, куда нужно направлять свои грузы.
Да, по состоянию на сегодняшний день вопрос об отзыве у проверяемого терминала свидетельства на право ведения деятельности в качестве Склада временного хранения окончательно не решен. Более того, принимая во внимание историю создания данного терминала, он может и устоять, тем более, что на днях его посетил сам нынешний руководитель ФТС. Поскольку терминал все еще функционирует, то можно сделать вывод о том, что либо процесс проверки приостановлен после посещения высокого руководства, либо эта проверка затягивается на неопределенный срок. Но в любом случае, произошедшая смена интересов таможни к управлению потоками грузов абсолютно точно является плохим знаком для остальных владельцев железнодорожных терминалов, находящихся в регионе деятельности ЦТУ, за исключением, конечно же, терминала «Ворсино», у которого, предположительно, имеется «специальный родственный иммунитет». Мы предполагаем, что подобных внеочередных проверок ЦТУ в ближайшее время стоит ждать многим железнодорожным терминалам…
Запрос на позитивные изменения требует изменения подходов
Вышеприведенная информация является печальной иллюстрацией того, что в таможне, как, к сожалению, пока и в других сферах государственного регулирования бизнеса, по-прежнему зачастую главенствуют не интересы государства, а некие личные выгоды, под которые насильно перекраиваются выстроенные схемы работы участников ВЭД, логистика операторов, инвестпрограммы пользователей и владельцев инфраструктуры. Можно ли продолжать закрывать глаза на подобные девиации в работе государственного механизма? Нам кажется, что терпимости к подобным вещам должно быть все же значительно меньше, чем сегодня.
Запрос на справедливость и стабильность в условиях кризисных лет особенно ощущается в деловом сообществе нашей страны. Только с достижением этих двух целей можно надеяться, что темпы модернизации и развития экономики станут такими, какими они могут и должны быть. Конечно, жизнь не стоит не месте, время идет, и вот уже казавшийся бессменным руководитель ФТС г-н Белянинов уходит на заслуженный отдых. С середины 2016 года ведомство возглавляет новый руководитель – г-н Булавин В.И. С приходом на должность выходца из силовых структур, декларирующего желание навести порядок в деятельности ФТС (о чем неоднократно говорилось, в т.ч. и в высших кругах), практически все участники ВЭД, лица и структуры, занятые в сферах деятельности, предполагающих взаимодействие с таможенными органами РФ, ждали и ждут новых и позитивных изменений, а также, повторим, справедливости и стабильности, то есть именно того, чего нам всем в последнее время особенно не хватает. Да, определенные позитивные изменения «наверху» налицо. Важно, однако, чтобы старались изменить ситуацию к лучшему не только высшие чины ФТС, но и среднее и нижнее звено, чтобы вся многотысячная армия таможенников просто добросовестно выполняла свой долг служения нашей стране. Тогда, уверены, хорошие результаты не заставят себя ждать.
То, что такие результаты вполне по силам, показывает самый свежий пример, непосредственно связанный с железнодорожными перевозками: в Лондон прибыл первый товарный поезд из Китая, преодолевший более 12 тысяч километров пути за 18 дней. Поезд отправился из города Иу в китайской провинции Чжэцзян и прибыл в Лондон, проехав последовательно по территории Казахстана, России, Белоруссии, Польши, Германии, Бельгии и Франции, преодолев Ла-Манш по подземному тоннелю. Чтобы сделать такой маршрут не идеей, а практикой, понадобились годы кропотливой работы как бизнес структур, так и государственных органов. Да, проект нелегкий. Но, преодолев все трудности и особенности законодательств разных стран, проявив внимание и уважение всех без исключения партнеров, транспортники смогли достичь фантастического результата. Надеемся, что в 2017 году мы увидим и другие примеры результативной работы каждого на благо всех. Для этого нужно всего лишь не ломать наметившиеся позитивные изменения в угоду отдельно взятых, заинтересованных в чем угодно, кроме интересов государства, лиц.
Информационное агентство «КБ»