Хотел бы поддержать решение правительства России в отношении отказа от очередных ограничительных мер в отношении розничной торговли.
Во-первых, имеющийся опыт законодательных инициатив (ФЗ-381 «О торговле» 2009 года и поправки к нему 2016 года) свидетельствует о том, что, влияя в целом на характер отношений поставщиков и ритейла, они не снимают сугубо конкретных проблем, под лозунгом решения которых они выдвигались.
В то же время это рождает для обеих сторон огромное количество сложностей организационного и финансового характера, что не способствует поступательному развитию потребительского рынка. В условиях падения реальных доходов населения и сокращения конечного потребления домохозяйств это прямо отражается на финансовых результатах игроков, в первую очередь малого и среднего бизнеса – по итогам второго квартала 60% компаний-банкротов это предприятия торговли этого сегмента.
Во-вторых, практический опыт работы Межотраслевого экспертного совета по развитию потребительского рынка (МЭС), в рамках которого объединились ведущие ассоциации торговых сетей, поставщиков мясной, молочной, масложировой, алкогольной и др. продукции, Союз потребителей России и ТПП РФ, доказывает, что наиболее эффективный путь – это взаимные компромиссы и договоренности. За несколько лет совместной работы участникам МЭС удалось на базе выработанного ими же Кодекса добросовестных практик договориться о сокращении размеров штрафных санкций, сроков рассмотрения изменения цен, отсрочки платежей.
Практически решена проблема «возвратов» хлеба, организован совместный контроль качества молочной продукции, ведется работа по прослеживаемости поставок рыбы и обеспечению сквозного температурного режима. Сегодня общая задача участников рынка – повышать уровень взаимного планирования, переводить его в автоматический режим и добиваться безупречного выполнения договоренностей.
Наконец, не могу не сказать следующее. Слепая вера ряда депутатов, сенаторов и чиновников в то, что предлагая все новые и новые ограничения и запреты только в одном звене сложносоставной продовольственной цепочки (сельхозпроизводители, переработчики, оптовики, розница, причем разнообразных масштабов и форм собственности), а именно, в сегменте крупных торговых сетей, можно решить все многообразие накопившихся проблем других звеньев, свидетельствует либо о незнании реального состояния дел в этих отраслях, либо о нежелании учитывать рыночный характер взаимоотношений хозяйствующих субъектов, либо о стремлении самопиара любой ценой, либо, что еще хуже, обо всем этом вместе взятом.