Крупные нефтяные компании избавляются от менее прибыльных объектов
Независимые ритейлеры увеличивают объем инвестицийи расширяют свое присутствие
Лондон - Москва, 12 ноября 2013 года – Согласно данным международной консалтинговой компании в области недвижимости CBRE Group Inc., в настоящее время крупные нефтяные компании (ExxonMobil, Shell, BP, Total и Chevron) владеют только третью бензозаправочных станций в Европе.
Крупнейшие нефтяные компании Европы стали уделять больше внимания таким технологическим операциям, как разведка и добыча, отказываясь от операций по сбыту нефтепродуктов, при этом они избавляются от менее прибыльных объектов недвижимости. Такая тенденция подтверждается заявлением компании Shell о возможной продаже ее портфеля сервисных станций в Италии, а также продажей в этом году компанией Esso 45 объектов в Великобритании компании Euro Garages в рамках сделки с консолидированным портфелем.
Такая продажа активов крупными нефтяными компаниями создает возможности для независимых бензиновых ритейлеров, которым в настоящее время принадлежит ровно 20% всех бензозаправочных станций по всей Европе по сравнению с 16% в 2007. За этот же период рыночная доля крупных нефтяных компаний снизилась на 11%, с 43% в 2007 году до 32% в настоящий момент.
Рыночная доля компаний с разбивкой по годам
Источник: VerdictRetail 2012
Эта тенденция наиболее заметна на менее развитых европейских рынках, среди которых независимые бензиновые ритейлеры занимают самое прочное положение в Болгарии, где на их долю приходится почти две трети или 64% заправочных станций. В Чешской Республике этот показатель составляет 56%, и более трети бензозаправочных станций были приобретены независимыми ритейлерами в Венгрии, Бельгии, Польше и Румынии.
Напротив, на самых развитых бензиновых рынках Европы, включая Данию и Францию, наблюдается расширение присутствия крупных нефтяных компаний, где независимым ритейлерам принадлежит только 6% и 13% заправочных станций.
Изменение в долях владения бензозаправочными станциями в пользу независимых ритейлеров может привести к увеличению объемов ритейла на многих из этих объектов. Польская компания Grupa Lotos недавно заявила, что она планирует развивать бизнес, не связанный с нефтепродуктами ввиду снижения прибыльности топливного бизнеса.
По мере того как более крупные независимые ритейлеры увеличивают объем своих инвестиций в целях расширения розничной торговли общедоступными товарами повседневного спроса и предлагают на станциях обслуживание более высокого уровня, ожидается дальнейший рост сети независимых ритейлеров. Это приведет к контролю цен и обеспечит условия для жесткой ценовой конкуренции. При этом по мере расширения присутствия независимых ритейлеров ожидается, что их рыночная доля сравняется с долей нефтяных компаний.
Саймон Гэлуэй, исполнительный директор отдела глобальных корпоративных услуг, CBRE, прокомментировал:
«В существующей макроэкономической обстановке корпорации продолжают сталкиваться со все большим количеством проблем. Именно поэтому в настоящее время проводится анализ портфелей недвижимости во всех секторах в поиске способов контролировать расходы. В бензиновом секторе мы ожидаем, что крупные нефтяные компании продолжат оптимизацию портфелей недвижимости для сбыта нефтепродуктов по мере разделения торговых и производственных операций; при этом независимые бензиновые ритейлеры не очень активно капитализируют свои расходы.
На многих европейских рынках, особенно в Германии, Дании и Великобритании, разработка источников альтернативного топлива приведет к возникновению потребности в новых сетях дистрибуции и утилизации существующих заправочных станций. По этой причине мы ожидаем, что крупные нефтяные компании сохранят определенную степень присутствия на этих рынках, так что они смогут получить прибыль от таких проектов».