Институт проблем естественных монополий (ИПЕМ) провел моделирование влияния транзита дополнительных 14 млн т угля из Казахстана по территории России на показатели работы железнодорожного транспорта и экономики страны в целом.
По оценкам Института, появление дополнительной грузовой базы Казахстана не несет значимых положительных эффектов для экономики России, но в то же время создает дополнительную нагрузку на транспортную инфраструктуру. В связи с этим допуск груза уместен только при участии Казахстана в развитии железнодорожной сети и портовых мощностей на территории России.
Моделирование проводилось по трем направлениям возможного транзита угля из Казахстана - через порт Усть-Луга, порт Мурманска и порты Дальнего Востока. Модель ИПЕМ учитывала условия ЕАЭС, согласно которым стоимость железнодорожных перевозок между странами-членами Евразийского союза рассчитывается не по транзитным, а внутрироссийским ставкам за перевозку угля.
Как показал расчет ИПЕМ, допуск транзита угля из Казахстана в порты Дальнего Востока на текущий момент невозможен с технологической точки зрения. Данное направление полностью загружено и включение грузовой базы из Казахстана возможно только за счет замещения существующих объемов перевозок российского угля. При этом такое замещение будет иметь негативные эффекты: дальность перевозок возрастет, что приведет к снижению доходной ставки перевозчика на 0,7 коп. за 10 т-км, а потери ВВП России вследствие ограничения добычи угля составят более 10 млрд рублей.
Более целесообразным, по оценкам ИПЕМ, является направление транзита угля из Казахстана в сторону портов Северо-Запада - в Мурманск и Усть-Лугу. Допуск новой грузовой базы создаст дополнительную нагрузку на инфраструктуру (для перевозок потребуется дополнительно 2 858 поездов в год и 13,9-15 тыс. грузовых вагонов). Доля угля в структуре перевозки грузов ОАО "РЖД" вырастет на 1 п.п. до 29,5%, возрастет дальность перевозок, а доходная ставка ОАО "РЖД" снизится на 1-2 коп. за 10 т-км также в зависимости от направления. ОАО "РЖД" получит дополнительную выручку в размере 13,4-15 млрд рублей в год в зависимости от направления перевозок.
Значимых потерь, так и существенного роста ВВП России в результате транзита дополнительного угля из Казахстана ИПЕМ не фиксирует. В то же время уже реализуемое развитие железнодорожной сети и портовых мощностей в Мурманске и Усть-Луге ориентировано под грузы российских производителей, в том числе участвующих в финансировании данных проектов, и не учитывает возможную грузовую базу из Казахстана. Обеспечение транзита потребует дополнительных капитальных расходов на развитие железнодорожной инфраструктуры, которые, по мнению ИПЕМ, должны быть профинансированы Казахстаном как наиболее заинтересованной в этом стороной.
"На данный момент существенных выгод от транзита угля из Казахстана для России нет, но будет создана дополнительная нагрузка на транспортную инфраструктуру, - отмечает генеральный директор ИПЕМ Юрий Саакян. - Допуск транзита угля по территории России должно сопровождаться ответными шагами со стороны Казахстана в части инвестиций в развитие железнодорожных путей и портовых мощностей. При этом в случае разрешения соответствующего транзита крайне важным является обеспечение недискриминационного доступа к инфраструктуре для обеих сторон".