
Взаимодействие бизнеса и регулирующих органов в сфере курьерской логистики обостряется: новые требования ввели стремительно, на адаптацию нет времени, а штрафы уже действуют. Почему логистика нуждается в более прозрачном и постепенном подходе.
Новые требования: что изменилось
В Петербурге вступили в силу постановления, предписывающие курьерам:
-
быть опрятно одетыми;
-
иметь светоотражающие элементы и идентификационный номер на одежде, термосумке и транспорте;
-
не превышать скорость 10 км/ч в пешеходных зонах;
-
исключить движение по ряду центральных улиц и площадей с высокой пешеходной нагрузкой.
Строгие сроки реализации новых норм (от 20 дней до месяца) сильно перегрузили бизнес: необходимо обновить большую часть экипировки, разработать идентификационные решения и наладить логистику с учётом ограничений.
Последствия дефицита адаптационного периода
-
Подготовка униформы и термосумок с новыми требованиями требует разработок, производства и логистики — занять это может до шести месяцев.
-
Отсутствие регламентов по нумерации курьеров и транспорту подрядчиков препятствует внедрению изменений на практике.
-
Пока нормативы не проработаны, сотрудники уже получают штрафы: до 5 тыс. руб. на курьера и до 500 тыс. руб. на организацию, возможна изъятие транспорта.
Требуемые меры: что предложено сообществом
Эксперты и ассоциации логистов предлагают:
-
ввести мораторий на штрафы:
-
6 месяцев — для отсутствия светоотражателей и номеров на экипировке;
-
4 месяца — для несоответствия термосумок;
-
3 месяца — для отсутствия знаков на транспорте;
-
-
отложить полный переход на новые нормы:
-
ограничения скорости и зон — до 1 января 2026 года;
-
оформление ID-номеров и экипировки — до апреля 2026;
-
-
увеличить допустимую скорость на велосипеде и СИМ до 25 км/ч вне пешеходных зон;
-
ограничить запрет движения курьеров в центральных районах без утверждённой схемы, совместив это с усиленным контролем со стороны служб доставки.
Такие меры обеспечили достаточный переходный период, как это было реализовано в Москве за 13 месяцев этапной подготовки.
Риски продолжительной нестабильности
-
Дефицит курьеров из‑за отказа выходить на смену из‑за угроз штрафов;
-
Увеличение затрат на выполнение доставки, рост стоимости сервиса для потребителя;
-
Возможная замена компактного экологичного транспорта на автомобили, что ухудшит дорожную ситуацию;
-
Подрыв доступности сервиса доставки, особенно в сегменте экспресс-продуктов и готовой еды (в крупных городах — до 30% всего e-commerce);
-
Усиление кадрового дефицита — около 20% курьеров в регионе — иностранные граждане, под риском депортации при административных нарушениях.
Новые требования к курьерской доставке в Санкт-Петербурге направлены на повышение безопасности, но их ускоренное внедрение без системной подготовки создаёт масштабный операционный кризис. Для отрасли важно:
-
выработать прозрачные регламенты и регуляторный диалог;
-
предоставить достаточное время на адаптацию норм;
-
интегрировать изменения с учётом специфики логистики, кадров и инфраструктуры.
Только такая сбалансированная модель позволит сохранить доступность сервиса и укрепить доверие горожан без ущерба для операторов доставки.