Регулирование курьерской доставки в Петербурге: баланс между безопасностью и операционной жизнеспособностью

Курьер с термосумкой и идентификационным номером на фоне Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге у дорожного знака «проезд запрещён»

Взаимодействие бизнеса и регулирующих органов в сфере курьерской логистики обостряется: новые требования ввели стремительно, на адаптацию нет времени, а штрафы уже действуют. Почему логистика нуждается в более прозрачном и постепенном подходе.

Новые требования: что изменилось

В Петербурге вступили в силу постановления, предписывающие курьерам:

  • быть опрятно одетыми;

  • иметь светоотражающие элементы и идентификационный номер на одежде, термосумке и транспорте;

  • не превышать скорость 10 км/ч в пешеходных зонах;

  • исключить движение по ряду центральных улиц и площадей с высокой пешеходной нагрузкой.

Строгие сроки реализации новых норм (от 20 дней до месяца) сильно перегрузили бизнес: необходимо обновить большую часть экипировки, разработать идентификационные решения и наладить логистику с учётом ограничений.

Последствия дефицита адаптационного периода

  • Подготовка униформы и термосумок с новыми требованиями требует разработок, производства и логистики — занять это может до шести месяцев.

  • Отсутствие регламентов по нумерации курьеров и транспорту подрядчиков препятствует внедрению изменений на практике.

  • Пока нормативы не проработаны, сотрудники уже получают штрафы: до 5 тыс. руб. на курьера и до 500 тыс. руб. на организацию, возможна изъятие транспорта.

Требуемые меры: что предложено сообществом

Эксперты и ассоциации логистов предлагают:

  • ввести мораторий на штрафы:

    • 6 месяцев — для отсутствия светоотражателей и номеров на экипировке;

    • 4 месяца — для несоответствия термосумок;

    • 3 месяца — для отсутствия знаков на транспорте;

  • отложить полный переход на новые нормы:

    • ограничения скорости и зон — до 1 января 2026 года;

    • оформление ID-номеров и экипировки — до апреля 2026;

  • увеличить допустимую скорость на велосипеде и СИМ до 25 км/ч вне пешеходных зон;

  • ограничить запрет движения курьеров в центральных районах без утверждённой схемы, совместив это с усиленным контролем со стороны служб доставки.

Такие меры обеспечили достаточный переходный период, как это было реализовано в Москве за 13 месяцев этапной подготовки.

Риски продолжительной нестабильности

  • Дефицит курьеров из‑за отказа выходить на смену из‑за угроз штрафов;

  • Увеличение затрат на выполнение доставки, рост стоимости сервиса для потребителя;

  • Возможная замена компактного экологичного транспорта на автомобили, что ухудшит дорожную ситуацию;

  • Подрыв доступности сервиса доставки, особенно в сегменте экспресс-продуктов и готовой еды (в крупных городах — до 30% всего e-commerce);

  • Усиление кадрового дефицита — около 20% курьеров в регионе — иностранные граждане, под риском депортации при административных нарушениях.

Новые требования к курьерской доставке в Санкт-Петербурге направлены на повышение безопасности, но их ускоренное внедрение без системной подготовки создаёт масштабный операционный кризис. Для отрасли важно:

  • выработать прозрачные регламенты и регуляторный диалог;

  • предоставить достаточное время на адаптацию норм;

  • интегрировать изменения с учётом специфики логистики, кадров и инфраструктуры.

Только такая сбалансированная модель позволит сохранить доступность сервиса и укрепить доверие горожан без ущерба для операторов доставки.

 

Новостная рассылка

Новостной дайджест на вашу почту!

 
Новости