В поисках слабого пола

Каждый год российские корпорации присылают к нам на обучение самых лучших, пер­спективных сотрудников, ядро кадрового резерва, которые через пару лет станут вице-президентами и руководителями департаментов. За семь лет работы через нас прошло более 9 тыс. сотрудников. Таких людей мы называем агентами изменений. Так вот в списке золотых во всех отношениях, от тех надежд, которые возлагает на них компания, до тех денег, которые она тратит на их обучение, сотрудников женщины составляют максимум 10%. И это еще в лучшем случае: часто мы сталкиваемся с тем, что в группе, присланной к нам крупной нефтеперерабатыва­ющей компанией, нет ни одного женского имени.

При этом в западной бизнес-прессе мы каждую неделю видим десятки статей, посвященных женщинам в бизнесе. И любой женский глянцевый журнал с ходу назовет десять причин, почему женщины-руководители эффективнее мужчин. Можно повторить самые главные: женщины-лидеры лучше умеют подбирать людей и сплачивать команды, их больше уважают как начальников, им легче удается совмещать в работе логику и интуицию, они могут лучше предсказать последствия как своих, так и чужих действий, а также они думают не только о результате, который был поставлен перед командой, но и о том, какой ценой он будет достигнут. Более того, есть западные исследования, показывающие, что компании, в руководстве которыми участвуют женщины, более прибыльны и успешны, чем их конкуренты.

Все эти преимущества интуитивно понятны, и с ними согласятся как женщины, так и мужчины. Однако реальность, с которой мы сталкиваемся, занимаясь корпоративным обучением в России, полностью противоречит этим доводам. Причин, на мой взгляд, несколько. Самая глобальная — это российская экономика, которая, несмотря на все изменения последних двух десятилетий, по-прежнему основывается на сырьевых доходах и традиционно полагается на мужчин-управленцев. Доминирование мужчин на топовых должностях в этих сферах порождает круговой патриархат: руководитель-мужчина, каких бы либеральных взглядов он ни был, при найме или повышении сотрудников в первую очередь остановит свой выбор на коллегах своего пола.

Выход из этого замкнутого круга я вижу, во-первых, в по­степенной смене поколений, а во-вторых, в развитии таких отраслей экономики, как инфраструктура и сервис: в них женщинам, которые живут выстраиванием отношений, будь то создание семьи или карьера, нет равных.

Запад всерьез занялся вопросом присутствия женщин в топ-менеджменте около десяти лет назад. Сегодня несколько ведущих бизнес-школ ведут интенсивные курсы, в основе которых лежит развитие потенциала женщин-лидеров; консалтинговые компании предлагают перераспределить роли в руководстве и изменить систему продвижения сотрудников, а HR-департаменты крупных компаний проводят собеседования в поиске женщин, которые были бы достойны войти в правление. Другое дело, что бездумное следование тренду может обернуться механическим набором определенного количе­ства женщин на топ-менеджер­ские позиции, а не получением выгоды от разнообразия подходов и тактик. В любом случае Россию подобные проблемы будут волновать через пять—семь лет или даже позже: я не встречала еще ни одной компании, которая всерьез задумывалась бы над тем, как гендерное разнообразие может повлиять на процесс принятия решений на высшем уровне. Российский бизнес пока живет более простыми и суровыми реалиями.

Впрочем, рассказав о правиле, нельзя не упомянуть об исключениях. Спрос на предлагаемые нашей бизнес-школой программы Executive MBA стабильно высок, и примерно одну пятую каждой группы составляют женщины. Среди успешных проектов, запущенных нашими выпускниками, — BioFoodLab Елены Шифриной, выигравший конкурс журнала Forbes, и «Кнопка жизни» Ирины Линник и Дмитрия Юрченко. За спиной каждой женщины, которая все-таки пробилась в число самых перспективных сотрудников и станет топ-менеджером в ближайшие пару лет, стоит непростая карьерная история. О них еще не пишут бизнес-журналы, не все из них дают интервью и комментарии, но то, что они не стали публичными персонами, не означает, что их влияние в компании незначительно. Какие качества и свойства характера помогли им сломать стереотипы во многом патриархального российского бизнес-общества и насколько им удалось при этом остаться женщинами — непростая тема, к которой мы вернемся через неделю.

 

Евгения Овасапян, московская школа управления Сколково, директор корпоративных программ
www.rbcdaily.ru 24.07.2013

Промышленность
 
Избранное Промышленность
 
Ритейл
 
Избранное Ритейл
 
Автомобили и запчасти
 
Избранное Автомобили и запчасти
 
Интернет-торговля и фулфилмент
 
Избранное Интернет-торговля и фулфилмент
 
Продукты питания и фреш
 
Избранное Продукты питания и фреш
 
ПОДПИСКА НА НОВОСТНУЮ РАССЫЛКУ
 
Дополнительная информация
 

 

О сервисе "Умная Логистика"

 

 

 

 

 

 

 

Новостная рассылка

Новостной дайджест на вашу почту!

 
Новости