«По нашим косвенным оценкам (ФТС не публикует официальную статистику, начиная с февраля 2022 года), количество деклараций на товары, оформленных на импорт и экспорт в первом полугодии 2022 года сократилось примерно на 30% в сравнении с аналогичным периодом 2021 года», - рассказывает генеральный директор Novelco Григорий Горигорьев.
Исходя из этого, в таком же объеме можно говорить о сокращении объема ВЭД за шесть месяцев текущего года в сравнении с аналогичным периодом прошлого.
«Если по итогам 2022-го мы сможем выйти на тот же объем импорта-экспорта, что и в 2021 году, то это будет серьезным достижением. Хотя я полагаю, падение все же будет, – продолжает эксперт. – На сегодня его можно оценить в 10-15%, но делать сейчас прогнозы – как никогда неблагодарное дело».
Причины падения – не только санкционные ограничения, инфляция, связанное с этим снижение уровня жизни, но и те фундаментальные изменения, которые сейчас претерпевает логистика, в частности, международная. Спрос на услуги начинает расти, но в ответ требуются нестандартные логистические решения.
Григорий Григорьев приводит несколько примеров. Так, небо США и Европы закрыто для российских авиаперевозчиков, Россия принимает ответные меры. Это сильно «ломает» налаженные пути доставки по воздуху по всем международным направлениям.
Ряд морских перевозчиков с мировыми именами отказались от работы на российском направлении. Вслед за этим последовало резкое падение грузооборота через порт Санкт-Петербурга. Требуется перестройка морских путей контейнерных перевозок через другие порты, в частности, Стамбул и далее Новороссийск.
Российским и белорусским автотранспортным предприятиям закрыт доступ в Европу. Для организации доставки оттуда необходимо организовать регулярные перегрузки с европейских машин на российские, к примеру, на приграничных транспортно-логистических терминалах.
Решить такие нестандартные задачи можно только с помощью квалифицированных кадров.
«Мы наблюдаем, что сейчас растет спрос на кандидатов, кто может мыслить нестандартно, обладает широким кругозором и разнообразным опытом на стыке нескольких областей логистики», - отмечает Григорий Григорьев.
Кроме того, сейчас особенно важна выдержка и трудоспособность. 1 рубль, заработанный логистической компанией, дается существенно труднее, чем это было еще полгода назад. Отдельные сегменты вакансий так и не начали восстанавливаться. Это, например, специалисты по таможенным операциям (декларанты), по экспедированию на грузовых терминалах, в частности, авиационных, резюмирует эксперт.