Новая реальность цепочек поставок

На каких условиях и по каким маршрутам будут доставляться грузы.

Герман Раскин, основатель платформы Loginet

По данным за последние два с половиной месяца, сформировавшаяся десятилетиями система товарообмена между Россией и миром радикально изменилась. Геополитический кризис и санкции вызвали разворот всех без исключения логистических систем. На данный момент действующие правила игры для грузовладельцев и грузополучателей больше не применяются.

Это означает, что рынок за короткие промежутки времени должен адаптироваться к новым условиям, определить новые направления доставки товаров, организовать цепочки поставок и сформировать новую инфраструктуру.

Из Европы через Турцию и Азербайджан

Однако уже сейчас можно сказать, что в течение последних недель товарооборот между Россией и странами-членами Евросоюза, которые ввели против нее санкции или одобрили их, практически остановился. При этом его оценивают в 50% от общего торгового оборота России — такие данные были приведены в марте 2022 г. аналитиками международной аудиторско-консалтиноговой сети FinExpertizа на основании отчетов Федеральной таможенной службы.

Наиболее сильно сократился грузопоток из европейских государств в Россию, на которые приходится почти 36% от общего торгового оборота РФ. В 2 раза больше, чем товарообмен с Китаем.

Однако сейчас ни один из ранее функционировавших европейских коридоров полностью не закрыт. Хоть и с трудом и большими задержками грузовые перевозки продолжаются в Европу через Прибалтику или морем в портах с последующей доставкой внутри России колесным транспортном. Но факт в том, что объемы товарооборота с ЕС уже упали в несколько раз и продолжат падение.

Рынок грузоперевозок, несмотря на турбулентность и неопределенности, достаточно быстро приспосабливается к новым вводным. По моим оценкам, на формирование новой транспортной системы уйдет около 3–6 месяцев.

В течение этого времени должны быть проведены перенаправления европейских потоков на новые маршруты. Нынешний активный рост приходится в основном на этот коридор – Европа - Турция - Азербайджан - Дагестан. Сейчас часть грузов, которые ранее поступали в Россию из стран Прибалтики или Польши, идет по этому направлению. По данным биржи ATI.SU, например с марта по апрель текущего года количество размещений заявок на автомобильные перевозки грузов из Азербайджана в Россию увеличилось на 335% (по отношению к февралю 2022 года). Грузия увеличивает свой транзит через другие страны СНГ. Число заявок на перевозку грузов из Грузии, Казахстана и России увеличилось на 130% и 76% соответственно.

На данный момент у Азербайджана есть все шансы стать одним из главных направлений для российских грузоперевозчиков и грузовладельцев. Следующий вероятный маршрут – через Грузию – в этом плане менее предсказуем. Как только начнется новый политический кризис с участием наших стран, он будет закрыт в тот же момент, как и прибалтийский.

В ближайшем будущем ожидается рост прямых поставок из Китая в Россию, а также транзит товаров через страны Центральной Азии. В первом квартале этого года товарооборот России и Китая составил 38,17 млрд. рублей. Данные Главного таможенного управления КНР свидетельствуют о том,что по сравнению с аналогичным периодом прошлого года он вырос на 28,7%. И в связи с тем, что часть выпавших европейских товарных групп будет заменять именно Китай, рост товарооборота здесь будет существенным.

Еще одним фактором выбора новых коридоров станет наличие в странах промежуточного звена поставки - распределительных хабов. Старые направления были интересны тем, что имели полную инфраструктуру, необходимую для осуществления полноценного грузооборота. Сегодня же - в новых коридорах - такой инфраструктуры нет, ее придется строить под нужды грузовладельцев.

Для подобных целей, например, в Азербайджане потенциально могут быть использованы территории бывших заводов. За короткий срок новые склады в южном климате могут быть построены, и это будет происходить довольно быстро — буквально за несколько месяцев.

Источник: vedomosti.ru

Промышленность
 
Избранное Промышленность
 
Ритейл
 
Избранное Ритейл
 
Автомобили и запчасти
 
Избранное Автомобили и запчасти
 
Интернет-торговля и фулфилмент
 
Избранное Интернет-торговля и фулфилмент
 
Продукты питания и фреш
 
Избранное Продукты питания и фреш
 
ПОДПИСКА НА НОВОСТНУЮ РАССЫЛКУ
 
Дополнительная информация
 

 

О сервисе "Умная Логистика"

 

 

 

 

 

 

 

Новостная рассылка

Подпишитесь на нашу рассылку, чтобы получать свежие новости на вашу почту!

 

Новости