Автор: Майкл Томас Вейдер, Партнер, ведущий тренер-консультант ГК «Оргпром», президент Leadership Excellence International (США), директор группы внедрения системы Lean Manufacturing, автор трех книг о бережливом производстве, лин-аттестации и лин-лидерстве
Кто такие лидеры и где их взять???
1. Кто нужен компании в кризисные годы: лидер или руководитель?
В кризисные годы нужны и те, и другие. К сожалению, у нас слишком много менеджеров и недостаточно лидеров. Лидеры задают направление движения и цели, чтобы выйти из кризиса, а менеджеры выполняют эти задачи в офисе и на производстве.
2. Лидер VS руководитель - почему вообще встает вопрос о подобном противопоставлении?
Какова вероятность того, что это один человек?
В кризисное время многие люди, которые могли бы быть лидерами, «скатываются» на роль менеджеров и указывают другим, что делать, чтобы «остановить кровотечение» и остаться на плаву. Они посвящают все свое время ежедневному «тушению пожаров» и не могут подумать о будущем или составить долгосрочный план выхода из кризиса. Нам нужны лидеры, обладающие мужеством, чтобы предсказать лучшее будущее и построить курс на него с конкретными целями для выхода из кризиса.
Может ли это быть один человек? Да. Но это очень редкий человек, знающий, какую роль – лидера или менеджера – сыграть в нужное время, а большинство так и «застревает» в роли менеджера.
3. Как отличить руководителя-лидера от не лидера?
Не-лидер никогда не уделяет время тому, чтобы искать хорошее. Не-лидер всегда идет в офисы или на производство в поисках проблем – и находит их. Лидеры выделяют в своем графике специальное время, чтобы искать хорошее, а найдя его, не забывают признать заслуги людей, которые это хорошее делают. У не-лидеров на это никогда нет времени. Если лидер позаботится о сотрудниках, сотрудники позаботятся о процессах. Не-лидеры не понимают этот принцип.
4. В каких руководителях (тип, манера, навыки, качества) и лидерах нуждается компания в кризисные годы?
Лидерам нужно принимать непопулярные решения, которые позволят компании двигаться вперед, и поддерживать менеджеров, выполняющих эти решения. Лидер прибегает к лидерским навыкам авторитарного командования, участия в командной работе и делегирования задач по мере необходимости, в зависимости от конкретной ситуации.
1. И лидеры, и менеджеры должны уметь слушать, т.к. у работников часто бывают хорошие предложения, которые могут помочь компании выйти из кризиса.
2. Они должны рисковать и добровольно вызываться принимать меры по решению проблем, пока другие уклоняются от таких рисков, боясь неудачи.
3. Лидеры развивают в себе навык выходить на рабочие места и задавать вопросы, чтобы познакомиться с ситуацией
4. Они должны осознать, что работники каждый день, каждый час имеют дело с определенной проблемой, и у них есть голова на плечах, чтобы выработать возможные решения. Руководители должны понять, что у работников тоже есть мозги, и просить работников пользоваться ими.
5. По-настоящему хорошие лидеры никогда не просят работников сделать то, что сами не готовы делать.
5. Где компании взять таких людей?
Сначала поищите в своей организации людей, которые:
- Пользуются уважением других
- Задают много вопросов, иногда критически оценивают действия нынешних лидеров
- Заходя в помещение, выглядят уверенно
- Продолжают свое образование
- «Пачкают руки», реализуя проекты по улучшениям
НЕ НУЖНО выбирать людей, которые:
- Пользуются всеобщей любовью
- Недостаточно гибкие, сопротивляются изменениям
- Демонстрируют плохие привычки
- Не знают, как рассматривать проблемы в качестве возможностей для улучшения
- Никогда не просят о помощи
6. Можно ли воспитать в себе лидерство?
Какова роль харизмы - где ее взять? Есть ли в кризис вообще время на такое самовоспитание?
Да, в кризис у лидеров есть время на самовоспитание. Харизма и уверенность в себе начинаются дома, когда вы смотритесь в зеркало. Нравится ли вам то, что вы видите? Не вес или рост, а то, кем вы являетесь? Если нет – измените это. Каков ваш Личный профессиональный стратегический план? Посмотрите на 3 года вперед и решите, какую должность и где вы будете занимать. Спланируйте, какие действия позволят вам достичь этой цели. Сохраняйте положительное мировоззрение, даже есть сейчас дела идут не очень хорошо. Если у вас будет негативное мировоззрение и не будет уверенности в себе, никто не пойдет к вам в команду и не захочет помогать вам достичь целей, важных для вас и вашей компании. Сохранение позитивного отношения и уверенности в себе – ключ к успешному лидерству. Лидеры должны понять, что их «отношение определяет их высоту» в организации.
7. Как неформальный лидер может помочь компании в кризис? Кто и как может провести с ним соответствующую работу?
Хорошие лидеры знают своих сотрудников и могут определить, за кем пойдут другие в отсутствие указаний сверху. С такими людьми можно работать, «выращивая» из них будущих лидеров, или оставить их на том же месте, где они все равно смогут сделать очень многое с помощью лидера. Ищите этих неформальных лидеров; дайте им знать, что вы доверяете их суждению; признайте, что вам и вашей компании необходимо, чтобы они направляли в нужную сторону других работников, когда те будут сомневаться, куда двигаться дальше. Вам также потребуется определить, как вознаграждать неформальных лидеров, как дать им понять, что вы цените их работу с другими сотрудниками.