Сегодня уже мало кого удивляют блогеры-пенсионеры, хотя раньше это было в диковинку. Даже люди, которые когда-то создали популярные цифровые платформы, сегодня сами относятся к поколению Х.
Представители пенсионного и предпенсионного возрастов сегодня увидели в платформах альтернативу для формирования дополнительного дохода на пенсии даже в случае невозможности трудоустроится. К такому выводу пришли эксперты Центра проектной деятельности и коммуникационных технологий факультета рекламы и связей с общественностью Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ) по итогам исследования, давшего оценку влияния цифровизации на поведение представителей предпенсионного и пенсионного возрастов (поколения Х) и их готовности работать в условиях самозанятости.
По мнению заведующего кафедрой факультета рекламы и связей с общественностью Российского государственного гуманитарного университета Алана Лазаревича Абаева, «сегодня именно люди пенсионного и предпенсионного возраста нуждаются в особых инструментах трудовой социализации. Традиционная экономика им их предоставить не может. А платформенная экономика, как показывают проанализированные исследования, даёт широкий выбор такой трудовой социализации». В 2020 г. на людей старше 65 лет приходилось около ¼ населения РФ, а к 2060 г. их доля вырастет до 47%.
По мнению авторов исследования, поколениям пенсионеров и предпенсионеров надо получить навыки в работе с цифровыми приложениями и оказать помощь в продвижении себя. Их усидчивость и желание двигаться вперед дает толчок для самореализации в цифровой экономике. Многих останавливает страх быть обманутыми мошенниками, и это связано со слабым знанием Интернета.
«Поколение Х зачастую называют «сэндвич-поколением» – это люди, которые одновременно заботятся и о своих неработающих родителях, и о ещё не вставших на ноги детях. Как показывают исследования, платформенная занятость формирует для этого лучшие возможности. К «поколению сэндвич» в России можно отнести 80% людей 45–65 лет.
Очень важный вопрос в российских реалиях, по мнению представителей РГГУ, — это вопрос финансовой поддержки стареющих родителей со стороны пожилых детей, как и во всем мире. Еще представители этого поколения хотят иметь возможность баловать своих внуков. Почти половина россиян (44%) помогают своим родителям финансово.
Стоит отметить, что в России поколение Х также является основным помощником своих родителей в настоящий момент, так как более половины (58%) реально помогают своим стареющим родителям, а почти восемьдесят (77%) положительно оценивают необходимость помогать родителям финансово. Размер средней ежемесячной поддержки родителей составляет 10,3 тыс. рублей.
«Для представителей пенсионного и предпенсионного возрастов платформенная занятость, по сути, безальтернативный инструмент помогать еще более пожилыми родителям», – делают вывод исследователи.
Вхождение в платформенную занятость не связано с какими-то ограничениями. В то время как около трети россиян предпенсионного (31%) и пенсионного возраста (27%) ищут работу по найму более полугода, а еще трети россиян-предпенсионеров (32%) было отказано в трудоустройстве ввиду возраста. Этот процент ещё выше среди людей старших возрастных групп (43%).
«Мы понимаем, что проблема трудоустройства, с одной стороны, поколения Z, с другой стороны, пенсионного возраста, – она не нова. Это было всегда. Молодых не берут из-за отсутствия опыта, а пожилых не берут из-за боязни, что они уже утратили свой профессионализм. После пандемии проблема трудоустройства поколения Х уже усугубилась», – отметил генеральный директор компании «Клондайк Групп» Михаил Болдырев.
По словам Михаила Болдырева, мировые исследования показывают, что платформенная форма занятости является наиболее благоприятной для постепенного перехода к пенсионной форме дохода без изменения уровня потребления. Это отмечают более половины представителей старших возрастных групп (56%). Нельзя отрицать и то, что платформенная занятость позволяет создать «второй пенсионный план», что в совокупности не приводит к снижению привычного уровня доходов. Это подтверждают данные мировых исследований: почти ¾ людей в возрасте 42-57 (73%) в мире определяют платформенную занятость одновременно как возможность сохранения качества жизни и получения дополнительного дохода.
Платформенная экономика переживает бум роста как в Российской Федерации, так и во всем мире. И прогнозируют, что к концу 2022 года мировой объем платформенной экономики превысит четыреста миллиардов долларов. В России объем платформенной экономики составил 6,2 триллиона рублей, что эквивалентно 6% от национального ВВП. Напомним, что на конец 2021 года в России насчитывалось около 10 миллионов платформенных занятых, что составляет примерно ¼ всех занятых в производственной сфере.
Отвечая на вопрос журналистов о регулировании платформенной занятости, Михаил Болдырев отметил: «В самом простом сценарии есть три пути регулирования. Первый – не регулировать. Это сейчас. Начать регулировать и сильно зарегулировать. Вот третий вариант мы не рассматриваем, потому что это – идти против течения. У нас эта сфера растет, а мы её начнём регулировать и фактически убьем, отстанем от общемировых тенденций».
«Сегодня регулирование уже начинается самими платформами. Потому что сама платформа хочет видеть у себя курьера, который знает район, таксиста, который хорошо водит. Во всех сферах профессиональной деятельности платформа заинтересована получить постоянного платформенного работника. Платформы уже сейчас начинают делать первые шаги: делать совместные программы по страхованию, делать еще какие-то действия, чтобы гарантировать доход и труд платформенного работника», – отметил он.
Центр проектной деятельности и коммуникационных технологий факультета рекламы и связей с общественностью Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ) продолжит исследования влияния цифровизации на различные поколения.