Дефицит поддонов негативно влияет на всю цепочку поставок

Долгое время производители товаров FMCG и торговые сети не обращали внимание на важную составляющую цепочки поставок - деревянный поддон (паллет). Низкая цена пиломатериалов, дешевая рабочая сила и избыток на рынке бу поддонов делали этот материал незначительным в расходах логистики. Однако на рынке деревянных поддонов периодически возникают кризисные явления, которые существенно увеличивают цену на поддоны. Так например в 2014 из-за девальвации рубля произошел рост цен на поддоны порядка 20%. В начале 2021 г. разворачивается более масштабный кризис, который уже привел к росту цен на 30% на бывшие в употреблении поддоны и 40% на новые поддоны.

Многие компании не только не укладываются в бюджеты, выделенные на закупку поддонов, но и вынуждены останавливать производство из-за отсутствия поддонов.

В конце 2020 г. в наличии у операторов рынка был большой складской запас бывших в употреблении поддонов. Складские площади были заняты более, чем на 70%. Однако существенное оживление рынка в начале 2021 г. и снятие ограничительных мер из-за COVID 19 существенно сократило запасы. Сейчас по нашим оценкам складские мощности заполнены только на 20%.

Рынок деревянных поддонов состоит из двух элементов: рынок новых поддонов и рынок поддонов бывших в употреблении.

Давайте рассмотрим каждый из элементов и проведем анализ факторов, которые негативно повлияли на предложение.

Рынок новых деревянных поддонов

Введение ограничительных мер из-за коронавируса во 2 квартале 2020 г. оказало негативное влияние на рынок. Снижение объемов потребления в некоторых отраслях экономики уменьшило спрос на новые поддоны. Возникла проблема заготовки круглого леса и изготовления пиломатериалов. Нехватка рабочих рук так же повлияла на сокращение производства новых поддонов. Многие мелкие пилорамы в ЦФО были закрыты. Однако существенного роста цены на новые поддоны до сентября 2020 не происходило, потому что был большой запас бывших в употреблении поддонов и низкий спрос.

Предпосылки кризиса были заложены в середине 2020 г. Именно тогда существенно сократился производственный потенциал, но это не было воспринято рынком, так как многие предприятия FMCG перешли на использование бывших в употреблении поддонов высшего сорта, тем самым экономя бюджеты на закупку.

В сентябре 2020 г. после того, как евро достиг отметки в 90 рублей за Евро и в Европе, Китае стал восстанавливаться спрос произошел резкий отток круглого леса и пиломатериалов с внутреннего рынка. Продавать на внутреннем рынке древесины стало просто невыгодно.

Мы выделяем следующие факторы, которые привели к существенному росту цены на новые поддоны и дефициту.

Экспорт круглого леса и пиломатериалов за границу

Девальвация рубля по отношению к Евро и доллару сделала крайне привлекательным экспорт пиломатериалов за границу.

Восстановление спроса в Европе, США и Китае создают высокий спрос на пиломатериалы во всем мире. Основным рынком сбыта для российских экспортеров досок остается Китай. В 2020 г., согласно данным таможни, доля России на китайском рынке импортных пиломатериалов составила 46,1%.

Спрос в строительстве

Практически любое строительство не может обойтись без пиломатериалов. В настоящее время государство существенно стимулирует строительную отрасль, банки предлагают льготную ипотеку на строительство частного дома. Так же многие жители мегаполисов решили во время пандемии, что жить загородом гораздо безопаснее и комфортнее. Поэтому сейчас начат большой объем строительства новых деревянных домов. Поэтому производить и продавать пиломатериалы выгоднее для строительства, чем заниматься производством деревянных поддонов.

Нехватка рабочей силы

Во время пандемии в России произошел существенный отток трудовых мигрантов. В настоящее время они так и не смогли вернуться на работу в Россию из-за карантинных мер и высоких цен на авиабилеты. Раньше мигранты использовали более дешевый железнодорожный транспорт, но в настоящее время такое сообщение со странами ближнего зарубежья закрыто.

Рост всех издержек в производстве

Важным элементом для производства поддона являются гвозди. Из-за резкого роста цен на металл как на внутреннем, так и на мировом рынках цены на гвозди выросли на 40%.

Существенный рост цены импортных запчастей для техники и оборудования негативно влияет на рост издержек производителей. Рост цен на ГСМ составил порядка 5% за год.

Государственное регулирование

Государство в полном объеме запускает систему ЛесЕГАИС как действенный инструмент для борьбы с незаконной заготовкой древесины и нелегальным оборотом лесоматериалов. Лес ЕГАИС расшифровывается, как единая государственная автоматизированная информационная система, предназначенная для учета сделок с древесиной. Данная система представляет собой сервис, через который производится контроль оборота лесозаготовительной продукции на территории РФ.

Часть производителей новых поддонов, которые использовали “серые” схемы по заготовке леса и производства пиломатериалов вынуждено уходят с рынка. При этом такие производители как правило предлагали низкие цены на продукцию.

Подводя итог, стоит отметить, что существенное снижение объемов производства новых поддонов произошло еще в 2020 г. При этом в 2021 г. при резком росте спроса произошел большой разрыв между спросом и предложением по новым поддонам. Так как в себестоимости нового поддона пиломатериал составляет 60-80% себестоимости, то основным негативным фактором остается высокая цена и дефицит пиломатериалов на внутреннем и мировом рынке. Мы прогнозируем, что до конца года ситуация будет оставаться очень напряженной и цены еще могут вырасти на 20-30%.

Рынок бывших в употреблении поддонов

Ситуация на рынке в 2020 г. была благоприятна для потребителей. Из-за снижения спроса в некоторых сегментах экономики операторы предлагали высокого качества поддоны по низким ценам. Склады операторов были заполнены на 80%. В феврале, марте 2021 г. после начала восстановления спроса произошло существенное сокращение складских запасов до 20% от всех площадей.

В связи с дефицитом новых поддонов многие компании закупают поддоны бывшие в употреблении. В 2020 г. из-за сокращения производства новых поддонов и выбытия поддонов под утилизацию общий парк поддонов в РФ сократился на 20%.

Приток Евро поддонов с импортом продукции сокращается из-за высокого курса Евро и доллара. При этом поддоны высокого качества евростандарт экспортируются в страны Евросоюза, где наблюдается высокий спрос. Это дополнительно сокращает парк поддонов в России.

Рост издержек операторов бу поддонов

Отсутствие трудовых мигрантов увеличивают расходы на оплату труда. При этом производительность труда даже падает. Расходы на ремонт и приобретение новой техники также существенно выросли. Для ремонта поддонов в большом объеме используются гвозди, которые подорожали по сравнению с прошлым годом на 40%. Существенную долю в себестоимости обработки поддона занимает транспорт. Из-за дефицита транспорта и ограничений по въезду машин на МКАД цена выросла на 10-15%. При этом дефицит транспорта не позволяет эффективно перемещать поддоны по ЦФО из распределительных центров торговых сетей.

Влияние торговых сетей на дефицит бывших в употреблении поддонов

Не секрет, что основной объем продаж (более 50%) производителей товаров FMCG сейчас приходится на торговые сети (ритейл). Доля поставок в торговые сети (ритейл) у всех производителей, которые используют поддоны растет каждый год. Стоит отметить, что только две самые крупные торговые сети Х5 ритейл групп и Тандер (Магнит) имеют прозрачную систему возврата оборотной тары. Другие торговые сети, используют свое доминирующее положение и навязывают в договорах поставок производителям товаров невыполнимые условия. Например, возврат поддонов в ту же машину, что привезла товар. Учитывая, что в машине перевозится всего 33 поддона и подавляющее большинство крупных FMCG компаний использует наемный транспорт, то такое требование становится практически невыполнимым или крайне затратным. В договоре поддон является возвратной тарой, но созданы все условия, чтобы вернуть поддон было экономически невыгодно.

При этом с завидной регулярностью торговые сети проводят тендеры на продажу поддонов. Некоторые это делают ежемесячно. Тем самым торговые сети стимулируют рост цен на закупку бывших в употреблении поддонов.

Осуществляя такую политику, крупные торговые сети влияют на рост издержек производителей на транспортировку товаров с помощью поддонов. Очевидно, что производители закладывают эти расходу в цену своей продукции. Поэтому в конечном счете все потребители оплачивают неэффективную цепочку поставок. Каждый из нас мог бы купить больше товаров, но при этом вынужден оплачивать неэффективную систему.

Подразделения торговых сетей, которые осуществляют продажу поддонов считают, что это дополнительный доход. При этом не учитывают тот факт, что при продаже вторичного сырья торговая сеть оплачивает 20% НДС и 20% налог на прибыль. Это прямые потери существующей непрозрачной системы оборота поддонов в России.

От существующей системы оборота поддонов в основном страдают крупные производителей товаров FMCG, которые используют качественные поддоны на производственных линиях. Так как торговые сети обращают внимание только на габариты поддонов 1200х800 мм, но при этом не контролируют стандарт поддона при поставке, то многие поставщики используют одноразовые поддоны с грузоподъемностью менее 300 кг (так называемые облегченные поддоны). Многие поставщики, у которых поддоны являются невозвратной тарой используют в поддоне древесину с корой, обзолом, плесенью и другими пороками. Эти пороки могут наносить непосредственный гигиенический и санитарный вред продукции как на складе торговой сети, так и в магазине.

При возврате оборотной тары торговая сеть не проводит сортировку поддонов. Поэтому облегченные и низкокачественные поддоны часто возвращаются поставщику, который использует качественный поддон. По нашей статистике сейчас при возврате из торговой сети возвращается 60% ломаных поддонов. Доля ломаных поддонов существенно увеличивает затраты оператора, так как в основном используется ручной труд и для ремонта необходимы доски, шашки и гвозди. При этом под утилизацию попадет порядка 5% поддонов, это поддоны, которые не подлежат ремонту и восстановлению. В каждом возврате из торговой сети находится порядка 30% облегченных и одноразовых поддонов, которые не могут использовать большинство производителей товаров FMCG.

Стоит отметить, что проблема доступности поддонов вышла на повестку дня во всем мире. Так известное агентство Bloomberg выпустило статью 09 апреля 2021 г под названием “Забытый транспортный поддон устраивает ралли в эпоху пандемии”. В статье рассказывается о существенном росте цен на поддоны в США, который вызван дезорганизацией поставок древесины в период пандемии и всплеском роста электронной коммерции. Без поддонов невозможно производить товары, их просто некуда будет положить для складирования и перевозки.

Очевидно, что в течении 2021 г. на рынке будет острая нехватка поддонов и их дефицит. Но есть и успешные примеры оборота поддонов, которые не подверглись такому значительному росту цен, как покупка новых или бу поддонов. Здесь мы имеем в виду конечно же пулинг поддонов. Пулинг – (англ.-pooling, например, pallet pooling- пулинг паллет) – это совместное многократное использование специально маркированных паллет высокого качества участниками пула, где паллеты, делая оборот, вновь поступают в пул только после тщательной сортировки, очистки и восстановления.

 

 

Из-за высокой стоимости паллет и необходимости сосредоточиться на основном бизнесе, пулинг паллет становится все более распространенным во всем мире. Управление пулом осуществляется профессиональной пулинговой компанией Юнипулинг, которая осуществляет полный сервис этой услуги.

Качественные зеленые поддоны Юнипулинг поступают на производство компании FMCG. Далее товары на поддонах отправляются в торговые сети. После высвобождения поддоны забирает компания Юнипулинг перевозит в собственный сервисный центр для сортировки, ремонта и восстановления. Таким образом, поддоны оборачиваются в замкнутом цикле, что обеспечивает производство необходимой тарой. Также пулинговый оператор решает вопрос качества поддонов.

Система пулинга UNIGlobal позволяет обеспечивать производителя FMCG в период дефицита на рынке. Сейчас таким сервисом уже пользуются передовые FMCG компании как Проктер энд Гембл, Юнилевер, Нестле и другие. Система пулинга существенно сокращает рост расходов на оборотную тару.

Система оборота белых поддонов, при которой поддон продается и покупается, в настоящее время показывает свою несостоятельность в обеспечении крупных производственных предприятий. Неконтролируемый рост цен на поддоны и снижение качества несет существенные убытки не только для предприятий, но и для конечных потребителей, которые вынуждены покупая товар оплачивать расходы на тару. Переход крупных производственных предприятий и включение в систему возврата все большего количества ритейлеров способен существенно сократить расходы на оборотную тару в стране. При скромной оценке годового рынка деревянных поддонов в России в 150 миллионов штук и средней стоимости бу поддона порядка 250 рублей, переход на пулинг даже 10% рынка позволит сохранить в экономике страны более 1 млрд. руб. Так как система пулинга дешевле за счет замкнутого цикла и высокого качества поддонов на 20-30% по сравнению с системой купи/продай.

 

Автор генеральный директор ООО «Юнипулинг» Шматова Е.В

Промышленность
 
Избранное Промышленность
 
Ритейл
 
Избранное Ритейл
 
Автомобили и запчасти
 
Избранное Автомобили и запчасти
 
Интернет-торговля и фулфилмент
 
Избранное Интернет-торговля и фулфилмент
 
Продукты питания и фреш
 
Избранное Продукты питания и фреш
 
ПОДПИСКА НА НОВОСТНУЮ РАССЫЛКУ
 
Дополнительная информация
 

 

О сервисе "Умная Логистика"

 

 

 

 

 

 

 

Новостная рассылка

Подпишитесь на нашу рассылку, чтобы получать свежие новости на вашу почту!

 
Новости