Вузы России и Китая выпустили первую группу инженеров, которые займутся созданием перспективного российско-китайского самолета CR929 на предприятиях Ростеха и его партнеров в КНР. Дипломы совместной магистратуры Московского авиационного института (МАИ) и Шанхайского университета Цзяо Тун (ШУЦТ) защитили 29 российских и 23 китайских студента.
Российские выпускники программы будут работать над созданием дальнемагистрального лайнера CR929 в конструкторских подразделениях предприятий Ростеха – Объединенной авиастроительной корпорации, Объединенной двигателестроительной корпорации и холдинга «Технодинамика», а также в Центрах компетенций МАИ. В будущем они смогут продолжить работу в инженерном центре по программе CR929, который создается в России с филиалом в Китае. Всего при поддержке Корпорации в ближайшие три года получат дипломы около 80 российских специалистов.
«Технологические вызовы, стоящие перед отраслью, и перспективы работы над такими крупными международными проектами, как широкофюзеляжный самолет CR929, требуют кадров новой формации с особой подготовкой и целым набором специфических знаний. Помимо инженерно-технических компетенций, подготовки в сфере цифровых технологий и применения современных материалов, от специалистов требуется взаимное понимание особенностей индустриальной культуры обеих стран, знание специфики рынков, эксплуатации на них самолетов для успешного продвижения новой техники», – объяснил важность проекта для Корпорации генеральный директор ПАО «ОАК» Юрий Слюсарь.
В первом потоке обучались 13 российских студентов от ПАО «ОАК», десять – от АО «ОДК» и еще шесть – от МАИ. Они начали учебу в 2017 году в Шанхае, второй год обучения прошел в МАИ. Выпускники защитили диссертации в двух университетах и получили дипломы инженеров по специальностям «Проектирование агрегатов из полимерных композиционных материалов», «Управление жизненным циклом изделия при проектировании современных воздушных судов» и «Двигатели летательных аппаратов».
Магистерские диссертации троих российских и троих китайских студентов были особо оценены и получили статус выдающихся. На первой в истории совместной программы выпускной церемонии выступил ректор МАИ Михаил Погосян, который поздравил выпускников и отметил важность глобального образования для развития таких международных проектов, как CR929.
Во втором потоке, который стартовал в 2018 году, учатся по 10 студентов от ПАО «ОАК» и АО «ОДК», а также четыре человека по целевой программе холдинга «Технодинамика». В третьем потоке магистратуры с 2019 года проходят целевое обучение еще по 10 человек от ПАО «ОАК» и АО «ОДК», обучение четверых студентов поддержала «Технодинамика». С китайской стороны в программе участвуют Китайская корпорация гражданского авиастроения (COMAC) и Китайская корпорация авиационного двигателестроения (AECC).
Совместный проект по созданию российско-китайского широкофюзеляжного дальнемагистрального самолета CR929 реализуют ОАК и COMAC. В Шанхае работает совместное предприятие CRAIC, которое отвечает за маркетинг, бизнес-планирование, управление программой, а также производство, продажи и послепродажное обслуживание самолетов. Объединенная инженерная команда – Joint Engineering Team – JET пять-шесть раз в год встречается в формате рабочих сессий в Москве и Шанхае. Работа ведется по всему спектру вопросов: технические аспекты, управление поставщиками, вопросы сервиса, ППО и т.д. В рамках проекта принято решение о создании в России инженерного центра.
К летным испытаниям по программе CR929 планируется приступить к 2023-2025 гг. Первые поставки самолета в авиакомпании запланированы на 2025-2027 гг. Будет создано семейство самолетов в трех конфигурациях: базовая, укороченная и удлиненная. Базовая конфигурация – CR929–600 – будет вмещать 280 пассажиров и летать на 12 000 км. Удлиненная конфигурация – CR929–700 – будет вмещать 320 пассажиров. Укороченная версия рассчитана на 250 пассажиров.
Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет) – ведущий технический университет в области авиационных, ракетно-космических и других высокотехнологичных систем, который обеспечивает прочную базу для формирования кадрового потенциала страны — инженеров-лидеров, обладающих широкими компетенциями. На базе университета создаются новейшие разработки в аэрокосмической отрасли, запускаются малые космические аппараты, ведутся исследования в сфере аддитивных технологий, систем управления, IT-решений и других актуальных направлений.
Объединенная авиастроительная корпорация (ПАО «ОАК») создана в 2006 году с целью консолидации активов крупнейших авиапредприятий России. Входящие в корпорацию предприятия выпускают самолеты таких всемирно известных брендов как «Су», «МиГ», «Ил», «Ту», «Як», «Бериев», а также новые – Superjet 100 и МС-21. Предприятия OAK выполняют полный цикл работ от проектирования до послепродажного обслуживания и утилизации авиационной техники. Генеральный директор ПАО «ОАК» - вице-президент ОООР «СоюзМаш России» Юрий Борисович Слюсарь.
АО «Объединенная двигателестроительная корпорация» (входит в Госкорпорацию Ростех) – интегрированная структура, специализирующаяся на разработке, серийном изготовлении и сервисном обслуживании двигателей для военной и гражданской авиации, космических программ и военно-морского флота, а также нефтегазовой промышленности и энергетики.
Госкорпорация Ростех – одна из крупнейших промышленных компаний России. Объединяет более 800 научных и производственных организаций в 60 регионах страны. Ключевые направления деятельности – авиастроение, радиоэлектроника, медицинские технологиии, инновационные материалы и др. В портфель корпорации входят такие известные бренды, как АВТОВАЗ, КАМАЗ, Концерн Калашников, «Вертолеты России», ОДК, Уралвагонзавод, «Швабе» и др. Ростех активно участвует в реализации всех 12 национальных проектов. Компания является ключевым поставщиком технологий «Умного города», занимается цифровизацией государственного управления, промышленности, социальных отраслей, разрабатывает планы развития технологий беспроводной связи 5G, промышленного интернета вещей, больших данных и блокчейн-систем. Ростех выступает партнером ведущих мировых производителей, таких как Boeing, Airbus, Daimler, Pirelli, Renault и др. Продукция корпорации поставляется более чем в 100 стран мира. Почти треть выручки компании обеспечивает экспорт высокотехнологичной продукции.