Август: растет погрузка всех ключевых грузов за исключением строительных материалов и цемента
В августе 2018 г. рост перевозок продолжился: погрузка составила 108,4 млн т (+2,0% к аналогичному периоду прошлого года), грузооборот — 217,9 млрд т-км (+4,4%).
Выросли перевозки угля (+9,2%), нефтяных грузов (+0,5%), железной руды (+7,4%), черных металлов (+4,9%), лесных грузов (+11,4%), лома (+14,3%) и зерна (+5,3%). При этом снизились перевозки строительных грузов (-13,6%) и цемента (-16,1%).
Уголь: амбициозные экспортные планы на фоне благоприятной мировой конъюнктуры
Погрузка угля в августе выросла к прошлому году на 9,2% и составила 30,9 млн т, установив очередной рекорд для данного месяца за последние 15 лет. Всего с начала 2018 г. по железной дороге было отправлено 247 млн т угля, что на 5,4% выше показателя аналогичного периода 2017 г.
В августе выросли как внутренние (+4,6%), так и экспортные (+9,9%) перевозки. Поставки российского угля продолжили расти в Германию (в 7 раз относительно уровня прошлого года), Польшу (+35%) и Японию (+10%). Стоит отметить заметно усилившийся грузопоток в Литву — более 250 тыс. т в августе, тогда как последние 3 года поставки составляли не более 40 тыс. т.
В августе президент России Владимир Путин поручил увеличить экспорт угля. По его словам, текущая конъюнктура дает возможность расширить присутствие России на мировом угольном рынке, укрепить свои позиции и нарастить рыночную долю. При этом министр энергетики Александр Новак заявил, что уже сейчас достигнуты те ориентиры по добыче, которые были поставлены на 2030 г. В этом году добыча угля составит около 420 млн т, а экспорт будет более 200 млн т (по 100 млн т в восточном и в западном направлениях).
На мировом рынке наблюдаются по-прежнему благоприятные условия для российского угля, в том числе и по причине того, что экспорт из Индонезии по-прежнему ограничен, а отставание в поставках составляет около 18 месяцев. Причина — в невозможности получить дополнительное оборудование для добычи. По словам председателя Индонезийской ассоциации по добыче угля Панду Сяхрир, вследствие такого отставания цена на уголь сохранится на уровне 100 $/т до конца 2019 г.
Рост экспорта российского угля в Германию может сохраниться и далее. По оценке экспертов, энергетика ФРГ может стать более углезависимой в случае реализации ранее намеченных планов по остановке атомных электростанций в 2022 г. Несмотря на развитость в стране ВИЭ, необходима генерация, которая будет гарантирована, поэтому Германия может остаться с углем в качестве обеспечения базовой нагрузки.
Позволит нарастить экспорт российского угля и возобновление перевалки отечественной продукции в порту Раджин (КНДР), которое ожидают в этом году. В 2017-м перевалка составила более 2 млн т российского угля, но была приостановлена в начале текущего года. Однако, как заявил первый заместитель генерального директора РЖД Александр Мишарин, проект будет не только развиваться, но и станет пилотным в общей модернизации северокорейской железной дороги. Пропускная способность участка Хасан – Раджин и терминала составляет 5 млн т грузов в год.
На мировом рынке складываются все условия для дальнейшего повышения спроса на отечественный уголь, что с учетом поставленной государством задачи по увеличению экспорта будет способствовать дальнейшему росту погрузки угля железнодорожным транспортом.
Нефть и нефтепродукты: падение приостановилось
Погрузка нефти и нефтепродуктов в августе выросла на 0,5% и составила 19,3 млн т. Всего с начала 2018 г. по железной дороге было отправлено 156,7 млн т нефти и нефтепродуктов, что соответствует показателю аналогичного периода 2017 г.
РЖД продолжают работу по привлечению нефти и нефтепродуктов на железную дорогу: в середине августа стало известно, что монополия завершает согласование с ФАС методики долгосрочных тарифных скидок в рамках «ценового коридора» и заинтересована давать их по ряду высокомаржинальных и волатильных грузов, включая нефтяные.
На рынке пока отсутствуют предпосылки для существенного роста перевозок нефти и нефтепродуктов железнодорожным транспортом. Все будет зависеть от создания привлекательных условий для грузоотправителей, над которыми РЖД ведут работу уже сейчас.
Строительные грузы и цемент: восстановление отложено на 2019 г.
Погрузка строительных грузов в августе снизилась к аналогичному периоду прошлого года на 13,6% и составила 10,8 млн т, а цемента — на 16,1% и составила 2,6 млн т. Всего с начала 2018 г. по железной дороге было отправлено 85,2 млн т строительных грузов и 17,2 млн т цемента, что на 5,6% и 6,8% ниже показателей аналогичного периода 2017 г.
По данным Росстата, в августе ввод жилья составил 5,2 млн м2, что на 17% ниже показателя августа 2017 г. Всего за 8 месяцев 2018 г. ввод жилья сократился на 1,1% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Минстрой изменил прогноз по объему ежегодного ввода нового жилья. В 2018 году этот показатель сокращен с 88 млн м2 до 86 млн м2, а в 2019-м — увеличен с 82 млн м2 до 88 млн м2.
Кроме того, в ведомстве предлагают увеличить финансирование программы по развитию жилья и коммунальной инфраструктуры в стране. Согласно подготовленному постановлению, на реализацию программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ» в 2018–2025 гг. понадобится 2,5 трлн руб. Ранее утвержденный бюджет этой программы составлял 1,1 трлн руб.
В то же время, по оценке главы Центробанка России Эльвиры Набиуллиной, несмотря на повышение ключевой ставки, в среднесрочной перспективе ставки по ипотечным кредитам могут снизиться до 7-8%. Снижение процентных ставок будет происходить по мере возвращения к целевому уровню инфляции в 4%.
Что касается цемента, то за 8 месяцев 2018 г. его производство снизилось всего на 0,7%, по данным Росстата. Более существенное падение погрузки по железной дороге обусловлено сохраняющейся тенденцией оттока цемента на автомобильный транспорт.
Восстановление перевозок строительных материалов и цемента стартует с увеличением объемов жилищного строительства, которое можно ожидать с началом нового строительного сезона в будущем году, и по мере реализации планов правительства по увеличению застройки и запуска новых проектов.
Черные металлы: рост перевозок продолжился
Погрузка черных металлов в августе выросла к уровню предыдущего года на 4,9% и составила 6,4 млн т. Всего с начала 2018 г. по железной дороге было отправлено 52,5 млн т черных металлов, что на 10,8% выше показателя аналогичного периода 2017 г.
Рост погрузки в августе произошел за счет как внутренних (+2%), так и экспортных (+5%) перевозок. Увеличились отправки в Италию (в 1,7 раза) и Турцию (+10%). Экспорт в августе мог бы быть выше, но к июлю вдвое сократились поставки в Тайвань – более чем на 250 тыс. т.
Мировой спрос на сталь продолжает расти. По оценкам международной рейтинговой компании Fitch, темпы роста глобального потребления стальной продукции в 2018 г. составят 4,2% против 5,1% в 2017-м. В 2019 г. прогнозируется рост на уровне 2,2%. В текущем году основным драйвером мирового рынка стали остается Китай. За счет новых инвестиций в инфраструктуру видимый спрос на стальную продукцию прибавит там 7,1% по сравнению с прошлым годом, однако в дальнейшем ожидается сокращение капиталовложений в китайскую строительную отрасль. В Индии средние темпы роста потребления стальной продукции прогнозируются на уровне 5,4% в течение 2018-2027 гг. Fitch также ожидает увеличения потребления стали в США благодаря запуску новых инфраструктурных проектов. В то же время в Японии, Корее и ЕС рост будет слабым.
По оценке ИПЕМ, для российской продукции рост экспорта по-прежнему будет затруднен из-за действующих пошлин на ввоз стали (25%) и алюминия (10%) в США, а также пятилетних пошлин на ввоз стали (10%) в Египет и антидемпинговых пошлин со стороны Индонезии, Турции и Мексики.
В среднесрочной перспективе перевозки черных металлов получат новый импульс роста с восстановлением строительной отрасли, которое ожидается с началом следующего строительного сезона. Однако рост экспорта ограничен ситуацией на мировом рынке.
Руда: рост за счет внутренних перевозок
Погрузка руды в августе достигла рекордно высокого уровня за последние 15 лет и составила 10,2 млн т, что выше показателей предыдущего года на 7,4%. Всего с начала 2018 г. по железной дороге было отправлено 77,3 млн т руды, что на 5,4% выше значений аналогичного периода 2017 г.
Внутренние перевозки в августе продолжили позитивную динамику и выросли на 11%. Экспорт сократился к уровню прошлого года на 15% преимущественно за счет снижения поставок в Китай (-60%) и Польшу, последняя полностью приостановила российский импорт.
Перевозки руды будут увеличиваться на внутренних направлениях, пока растет выплавка отечественных металлургов, в ином же случае возможен подъем экспорта.
Лесные грузы: деревянное домостроение поддерживает отрасль
Погрузка лесных грузов в августе выросла к уровню предыдущего года на 11,4%, установив рекорд за последние 10 лет для данного месяца, и составила 3,9 млн т. Всего с начала 2018 г. по железной дороге было отправлено 31,2 млн т лесных грузов, что на 3,8% выше показателя аналогичного периода 2017 г.
Рост погрузки в августе произошел за счет как внутренних (+24%), так и экспортных (+3%) перевозок. Увеличение поставок было в Финляндию (+10%) и Казахстан (+20%).
Деревянное домостроение набирает обороты. Так лесопромышленный холдинг Segezha Group (входит в АФК «Система») собирается построить в Сахалинской области деревообрабатывающий завод годовой мощностью не менее 35-40 тыс. м3 клееных деревянных конструкций, применяемых при строительстве быстровозводимых домов. При этом в компании также планируют увеличение объемов экспорта продукции высокого передела, которая может быть востребована не только в регионе, но и экспортироваться в соседние страны — Японию, Корею и Китай.
Российские банки уже в этом году начали выдавать первые кредиты на покупку деревянных домов по льготной программе. Благодаря государственной поддержке россияне могут взять кредит на покупку деревянного дома под 10-12% годовых, остальные 5% субсидирует правительство. Льготные ставки уже работают в пилотном режиме до 30 ноября. После предложений профильных ведомств программа может быть продлена.
Перевозки лесных грузов железнодорожным транспортом будут расти по мере развития лесопромышленного комплекса РФ и развития деревянного домостроения
Зерно и продукты перемола: замедление темпов роста
Погрузка зерна в августе составила 2,0 млн т (+5,3% к августу предыдущего года), установив рекорд для данного месяца за последние 15 лет. Всего с начала 2018 г. по железной дороге было отправлено 17,9 млн т зерна, что на 44,1% выше показателя аналогичного периода 2017 г.
Внутренние перевозки сократились на 13% относительно уровня прошлого года, а экспортные выросли на 7% за счет увеличения объемов поставок в Турцию (+80%), а также Бангладеш и Южную Африку (в прошлом году поставки в эти страны не осуществлялись).
Ожидается сокращение перевозок зерна железнодорожным транспортом в новом сезоне на фоне менее значительного объема урожая (около 105 млн т, по оценке Минсельхоза), а также снижения экспорта, прогнозируемого экспертами. По мнению «СовЭкон», этому способствует окончание этапа быстрой девальвации рубля, а также активное снижение экспортных цен вслед за мировыми биржами.
Химические и минеральные удобрения: господдержка аграриев положительно скажется на внутреннем спросе
Погрузка удобрений в августе достигла уровня прошлого года и составила 4,8 млн т. Всего с начала 2018 г. по железной дороге было отправлено почти 39,5 млн т удобрений, что на 4,1% выше показателя аналогичного периода 2017 г.
В августе к прошлому году снизились поставки в Китай (-15%) и на Украину (-60%), при этом грузопоток на Украину постепенно восстанавливается и растет уже третий месяц подряд. Это произошло после того, как ВТО признала повышение Украиной пошлин несоответствующим установленным правилам. Кроме того, увеличились поставки в Бразилию (+35%) и США (+90%).
Министр сельского хозяйства России Дмитрий Патрушев провел совещание с руководством крупнейших предприятий агрохимической отрасли страны, в результате которого было достигнуто соглашение о заморозке цен на удобрения до 15 ноября 2018 г. Договоренность будет способствовать росту перевозок удобрений на внутренних направлениях вследствие увеличения объемов внесения удобрений на осенних полевых работах под урожай 2019 г.
Снижение давления на российских аграриев, а также высокий мировой спрос на российскую продукцию поддержит перевозки на высоком уровне. Дальнейший рост будет возможен уже с запланированным вводом производственных мощностей.
Корректировки ставок можно ожидать не ранее следующего года
Источник данных о реализации подвижного состава и ставкам аренды — журнал «Рынок подвижного состава».
Коммерчески пригодный к перевозкам парк — 1 035 тыс. ед., тогда как неисправный на начало сентября по-прежнему на низком уровне — около 52,3 тыс. ед. В результате профицит парка составил 43 тыс. ед.
В августе реализация вагонов заводами СНГ составила 7,2 тыс. ед., что на 40% выше результатов августа 2017 г. (5,1 тыс. ед.). При этом списано было всего 2,4 тыс. вагонов. Полувагонов было реализовано 4,4 тыс. ед., что существенно превышает объем их списания (0,3 тыс. ед.). На начало сентября парк вагонов нового поколения разных производителей достиг почти 115 тыс. ед.
Ставка аренды на типовые полувагоны в рамках действующих долгосрочных контрактов осталась на прежнем уровне — около 1 800 руб./сутки. Однако по данным опроса, проводимого ИА «Промышленные грузы», участники рынка отмечали повышение ставок на полувагоны, которое связывали с растущей грузовой базой, а также со значительным ростом затрат на содержание вагона.
Другим фактором повышения арендных ставок эксперты называют рост оборота вагона. По их мнению, это связано с завышением количества простоев, увеличением брошенных поездов и ремонтных окон на сети ОАО «РЖД». Однако, по оценке РЖД, это обусловлено увеличенным простоем вагонов в ожидании дефицитных запчастей, а также ремонтами инфраструктуры.
По словам главы агентства, INFOLine Михаила Бурмистрова, постепенная коррекция ставок начнется с зимы 2019 г.