ПАО «Научно-производственная корпорация «Объединенная Вагонная Компания» («НПК ОВК», «Холдинг» или «Компания») (MOEX: UWGN), крупнейший производитель грузовых вагонов в России[1], и АО «МХК «ЕвроХим» («ЕвроХим»), один из ведущих мировых производителей минеральных удобрений, заключили контракт на поставку партии вагонов-цистерн модели 15-6901 на тележке 25 тс. До конца года вагоны будут отгружены в адрес Новомосковской акционерной компании «Азот» (входит в состав группы «ЕвроХим») и в дальнейшем будут использованы для перевозки концентрированной азотной кислоты.
Цистерна модели 15-6901 существенно отличается от типовых аналогов, массово представленных на рынке, грузоподъемностью 75 т и объемом котла 54,78 м3. Для грузоотправителей такие характеристики позволяют на треть увеличить погрузку в вагон.
Ввиду высокой агрессивности перевозимого груза котел цистерны выполнен из алюминия марки АДО с гарантированными механическими свойствами, увеличенными в 1,4 раза по сравнению с прокатом для эксплуатируемых вагонов-аналогов. При сварке котла используется сварка трением с перемешиванием. Данный способ по сравнению со сваркой плавлением обладает рядом преимуществ. Он значительно снижает вероятность возникновения дефектов соединения, не оказывает вредного влияния на окружающую среду и увеличивает на 10% показатели прочности и пластичности соединения по сравнению с показателем материала в исходном состоянии.
Котел и сливо-наливная система герметичны, клапан оборудован предохранительной мембраной, применена современная футерованная кислотостойким полимером сливо-наливная арматура, в результате груз надежно изолирован от обслуживающего персонала цистерны и окружающей среды. Благодаря возможности установки уровнемеров радарного типа обеспечивается точное бесконтактное определение уровня наполнения котла в широком диапазоне температур продукта в химически активной среде.
Срок службы модели 15-6901 составляет 40 лет по сравнению с 20 годами у массово эксплуатируемых в настоящее время цистерн на рынке. Существенным преимуществом вагона-цистерны является ходовая часть модели 18-9855, благодаря которой увеличиваются межремонтные пробеги до 1 млн км (или 8 лет). Для сравнения — типовые аналоги направляются в деповской ремонт через 210 тыс. км пробега (или 2 года).
На сегодня для перевозки концентрированной азотной кислоты на пространстве 1520 используется техника 80-х годов 20 века выпуска с объемом котла 40 м3 и грузоподъемностью 57,3 т. Парк насчитывает около 200 вагонов. Несмотря на стабильный объем перевозок парк цистерн давно не обновлялся, средний возраст вагонов составляет 32 года. Прогнозируется, что в ближайшие годы в результате физического износа до 80% парка будет списано. Оставшиеся вагоны можно будет отнести к морально устаревшим, их использование снижает экономическую и экологическую эффективность перевозок.
[1] По данным INFOLine-Аналитика