Четыре пивоваренные ассоциации из стран Евразийского экономического союза договорились о регистрации «Евразийского пивоваренного альянса» в качестве стратегического шага для укрепления позиции пивоваренной индустрии на наднациональном уровне. В него войдут российская «Ассоциация производителей пива», «Гильдия пивоваров Республики Беларусь», «Союз пивоваров Республики Казахстан» и «Ассоциация пивопроизводителей Республики Кыргызстан». Об этом было объявлено на пресс-конференции с участием представителей всех ассоциаций.
Основными задачами новой организации станет защита и представление интересов пивоваренной индустрии в странах Евразийского экономического союза (ЕАЭС), консолидация усилий по формированию общих подходов для минимизации рисков, снижение административной нагрузки на участников рынка, а также взаимодействие с профильными органами государственной власти стран ЕАЭС.
«Консолидация усилий по формированию индустриальной повестки на национальном и наднациональном уровне - это требование сегодняшнего дня. Мы находимся в постоянном контакте с нашими коллегами по отрасли из стран ЕАЭС и считаем, что пора предпринять следующий шаг - формализовать наше сотрудничество в формате “Евразийского пивоваренного альянса”, что позволит укрепить позиции отрасли. Введение МРЦ, обязательной маркировки и дискуссии вокруг техрегламента по рецептуре пива - это те вызовы, с которыми столкнулись все пивоваренные компании Евразийского экономического союза. Наша общая задача - усилить диалог с регуляторами для минимизации этих рисков», - заявляет Андрей Губка, председатель совета российской «Ассоциации производителей пива».
В ходе круглого стола, который состоялся 29 апреля с участием представителей органов власти и индустриальных ассоциаций стран-ЕАЭС, пивовары отметили необходимость взвешенного подхода к законодательному регулированию в странах ЕАЭС. Представители ассоциаций подготовили резолюцию, которая включает в себя несколько пунктов:
- Требования текущего техрегламента ТР ЕАЭС 047/2018 в части содержания соложеного и несоложеного сырья в термине «пиво» необходимо сохранить,
- Введение минимальной розничной цены (МРЦ) на пиво является необоснованной мерой и окажет крайне негативное влияние на деятельность добросовестных участников рынка.
- Маркировка пивоваренной продукции - избыточный, высокозатратный и технологически сложный инструмент, требующий значительных инвестиций, перестройки всех бизнес-процессов.
«Нормы по рецептуре, предлагаемые российскими властями, будут только ограничивать пивоваров ЕАЭС в производстве пива и расширении ассортимента. В условиях жесткой конкуренции за внимание потребителей, диверсификация портфеля брендов имеет огромное значение», - согласен с ним Владислав Скребцов, исполнительный директор «Гильдии пивоваров Республики Беларусь».
«Индустрии нужны понятные и прозрачные правила, от которых выиграют и потребители, и производители. Последние инициативы об ужесточении требований к рецептуре пива носят контрпродуктивный характер. Постоянные изменения законодательства тормозят развитие отрасли, что приводит к сокращению инвестиций в развитие», - добавляет Галым Тумабаев, президент Союза пивоваров Казахстана.
«Создание дополнительных требований противоречит смыслу ЕАЭС - не делает общий рынок более открытым, а наоборот, сокращает возможности развития», - считает председатель Ассоциации пивопроизводителей Республики Кыргызстан Абдыралы Чынгышев.
Участники пресс-конференции отдельно остановились на инициативе российских органов власти по установлению МРЦ на пиво. По мнению авторов этой инициативы, инструмент МРЦ позволит регулировать розничные цены на пиво, которые сейчас, по их оценке, необоснованно низкие. Однако данные исследований говорят об обратном. По данным NielsenIQ, средняя розничная цена составляет 98 руб за литр.
Пиво — одна из немногих макрокатегорий на рынке товаров повседневного спроса (FMCG), продемонстрировавших рост продаж в натуральном выражении по итогам 2020 года, следует из данных ритейл-аудита NielsenIQ. Продажи пива в литрах демонстрируют рост на протяжении трех лет подряд и в 2020-м составили 3,4%, в штуках рост еще заметнее - 5,2%. Динамика продаж пива в денежном выражении оказались почти вдвое выше средних показателей по рынку FMCG (4,5% против 2,5% в среднем).
Доля промопродаж пива сократилась до 47% в натуральном выражении (-7 п.п.) по сравнению с годом ранее в условиях усиления конкуренции за экономного потребителя. За счет усиления фрагментации рынка расширяется ассортимент пива, доступный покупателям: количество брендов, генерирующих 80% продаж категории, выросло в текущем периоде* до 110 (+4) по сравнению с годом ранее.
«В последние годы спрос на более доступные бренды не снижается, особенно в ряде форматов упаковки, например, пластиковой и алюминиевой, что является отражением экономической ситуации: в кризис российские потребители пересмотрели подход к тратам и переключаются на бренды по относительно более доступной цене», — комментирует Павел Фунтиков, руководитель группы по работе с алкогольными клиентами NielsenIQ Россия.