Рост цен на комплектующие для грузовых вагонов в 2019 году ощущают все участники рынка. Такой результат показал совместный опрос Института проблем естественных монополий (ИПЕМ) и журнала «РЖД-Партнер», который проводился в рамках Большого транспортного семинара «Подвижной состав: производство, эксплуатация и ремонт». При этом в отрасли отмечается не только дефицит запчастей, но и сохранение дефицита грузовых вагонов, тягового подвижного состава и инфраструктуры.
Респондентами опроса ИПЕМ и «РЖД-Партнера» стали операторы вагонов (35% участников), вагоностроители и ремонтные предприятия (по 10%), грузоотправители, логистические компании, представители ОАО «РЖД», регулирующих ведомств и другие участники семинара.
Актуальность проблемы дефицита запасных частей для грузовых вагонов отметили 96% респондентов, при этом наиболее остро ощущается дефицит цельнокатаных колес. Его указали 93% участников опроса. Также большинство респондентов фиксирует значительный простой вагонов в ожидании запасных частей: 24% отметили, что простой составляет от 6 до 10 суток, 29% - от 16 до 20 суток, 18% - более 26 суток.
Все 100% опрошенных представителей отрасли указали, что ощущают существенный рост стоимости комплектующих для грузовых вагонов. Наиболее остро рынок ощущает рост стоимости цельнокатаных колес (указали 93% респондентов), боковых рам (52%), надрессорных балок (48%) и осей (41%).
Также большинство участников анкетирования (85%) фиксируют сохранения проблемы дефицита грузовых вагонов под погрузку. Самым дефицитным родом подвижного состава остаются полувагоны (отметили 52% респондентов), также отмечается дефицит фитинговых платформ (48%). Нехватку зерновозов, массовое списание которых ожидается в ближайшие годы, уже испытывают 30% опрошенных.
Дополнительно 83% респондентов указали, что существует и дефицит тягового подвижного состава. При этом 68% опрошенных отметили дефицит маневровых локомотивов ОАО «РЖД», 47% - магистральных.
Единогласно участниками опроса была отмечена необходимость развития железнодорожной инфраструктуры, при этом 67% указали на важность развития сети в целом, а не конкретных направлений. При этом 46% опрошенных в качестве ключевого источника финансирования развития инфраструктуры называют средства государственного бюджета, 33% - инвестиционную составляющую в тарифе ОАО «РЖД», 21% - частные инвестиции на условиях государственно-частного партнерства.
«Результаты проведенного опроса только подчеркивают необходимость обеспечения «запаса прочности» и умеренного профицита провозной способности, чтобы экономика могла максимально эффективно реагировать на изменения рыночной конъюнктуры, – отметил заместитель генерального директора ИПЕМ Владимир Савчук. – Не менее актуальной задачей является повышение качества долгосрочного прогнозирования, тем более что с начала 2019 года наблюдается замедление темпов роста погрузки».
Презентация результатов анкетирования участников «Большого транспортного семинара» доступна на сайте ИПЕМ по ссылке.