Машиностроительный Холдинг «Синара – Транспортные Машины» (СТМ, входит в Группу Синара) в 2020 году сохранил объем производства на уровне 2019 года. Всего для российских и зарубежных потребителей было поставлено свыше 1,6 тыс. единиц различной железнодорожной техники, в том числе: 138 электровозов всех серий, 77 тепловозов всех серий и 1 193 единиц путевых машин и специализированных вагонов, 196 вагонов электропоезда «Ласточка». Консолидированная выручка Холдинга (с учетом показателей совместного предприятия Группы Синара и концерна Сименс АГ «Уральские локомотивы») составила более 106 млрд руб.
«Мы укрепили свои позиции и подтвердили высокий уровень компетенций в части работы на рынке рельсового подвижного состава. В 2019-2020 годах СТМ определили для себя характеризующий Компанию лозунг: «Умные люди, умные машины». Именно слаженная командная работа обеспечила достойный уровень итоговых показателей. И речь не только о топ-менеджменте, но и о наших рабочих на производственных площадках. Они активно участвовали в программах повышения эффективности, за счет которых нам удалось на 22% сократить время выполнения заказов для клиента, и более 90% продукции поставлялось заказчику точно в срок», – отметил генеральный директор Холдинга СТМ Виктор Леш.
Основной объем производимой техники поставлялся в адрес ключевого клиента Холдинга – ОАО «РЖД». Благодаря активной работе с ним Компании удалось избежать существенного сокращения объемов заказов, выдержать сроки поставок и обеспечить качество продукции. Более того, СТМ перестали быть исключительно поставщиком железнодорожной техники, существенно расширив горизонт своих бизнес-интересов. Во-первых, в 2020 году в состав Холдинга вошло предприятие РСП-М, которое является крупнейшим подрядчиком РЖД по инфраструктурным услугам. Во-вторых, СТМ заявили о себе в сегменте магистрального локомотивостроения как поставщик магистральных тепловозов 2ТЭ35А с двигателями ДМ-185 собственной разработки и электровозов 2ЭС6А с асинхронным тяговым приводом производства компании «Тяговые компоненты» (также входит в состав Холдинга).
В отчетном периоде СТМ усилили позиции в сегменте поставок промышленным компаниям для предприятий металлургической, угольной, химической и нефтегазовой отраслей были поставлены 62 тепловоза, что в 1,5 раза больше, чем в 2019 году. Данный результат стал возможен за счет использования инструмента факторинга, повышения качества продукции, поставок точно в срок и инициированной СТМ программы субсидирования из федерального бюджета части расходов покупателям.
Особое внимание уделялось цифровизации, сертификации новой техники и разработкам в области машиностроения новых экологических решений. Основными направлениями стали: проект по созданию цифрового двойника двигателя 6ДМ-185 (уникальный российский двигатель, характеристики которого отвечают мировым экологическим требованиям), цифровое проектирование магистрального тепловоза 2ТЭ35А, разработка универсальной модульной платформы для производства городского общественного транспорта. В течение 2020 года СТМ получили рекордное количество сертификатов Таможенного Союза ТР ТС на новые модели техники – 8 шт., в их числе три модели маневровых локомотивов, образцы путевой техники, а также электровоз «Синара» в трехсекционном исполнении. Также Компания активизировала работы по выведению на рынок экологически чистого локомотива – газомоторного ТЭМГ1, спроектированного с учетом передовых технических решений: модульная конструкция, микропроцессорная система управления и диагностики и приборов безопасности, пневматическая тормозная система. Это делает новую технику экономически более выгодной по сравнению с серийными локомотивами за счет снижения затрат на ГСМ на 30-40%, отсутствия необходимости его дозаправки в течение 5 суток, а также экономии средств на проведение планового технического обслуживания.
Подтверждением высоких компетенций Холдинга СТМ стало подписанное в октябре 2020 года соглашение с РЖД, определяющее производственную площадку «Уральских локомотивов» как базовую для производства российских высокоскоростных поездов со скоростью движения 360 км/ч для проекта ВСМ Москва – Санкт-Петербург. Проектирование новых поездов для ВСМ Москва-Санкт-Петербург осуществляется совместным Инжиниринговым центром железнодорожного транспорта РЖД и СТМ.
СТМ работали над укреплением экспортных компетенций. Наиболее активно развивалось сотрудничество с Индийскими железными дорогами: в 2020 году были подписаны три новых контракта на поставку 24 единиц путевой техники, поставки по которым начнутся уже в этом году. Компания активно работала на рынке Казахстана, куда были отгружены 8 тепловозов ТЭМ9 и ТЭМ7А. В целом по итогам прошлого года было заключено зарубежных контрактов на сумму около 90 млн евро.
В отчетном периоде также было принято решение о диверсификации деятельности Холдинга и выходе в сегмент городского общественного транспорта. Дивизион «Городской общественный транспорт» и Торговый дом СТМ победили в тендере на поставку 90 односекционных трамвайных вагонов для Москвы в 2021-2022 годах с дальнейшим сервисным облуживанием в течение 30 лет. Общая сумма заключенного договора составляет 11 млрд руб. Кроме этого, совместно с чешским партнером Skoda Transportation, СТМ вошли в капитал производителя вагонов метро («Вагонмаш», Санкт-Петербург). Предприятие ориентировано на проектирование, производство, ввод в эксплуатацию и сервисное обслуживание, включая сопровождение жизненного цикла, современных городских вагонов метро.
В России реализуется масштабная программа обновления систем городского общественного транспорта в регионах, и СТМ намерены принять участие в этом процессе. Для этого в составе Холдинга появилась компания «Синара – Городские Транспортные Решения» («Синара – ГТР»). Ее задача – работа с регионами РФ по вопросам развития общественного транспорта, сотрудничество также предполагает возможность использования в данной сфере механизмов лизинга, концессии и государственно-частного партнерства. В конце года «Синара – ГТР» договорились о совместной работе по этим направлениям с несколькими регионами: Ростовской областью, Пермским краем и Республикой Башкортостан.