Развитие трамвайных систем будет содействовать выполнению "майских указов" Президента РФ

Институт проблем естественных монополий (ИПЕМ) изучил динамику производства трамваев в России. По оценкам Института, в 1 квартале 2018 года было выпущено самое большое количество трамваев за всю современную историю России, однако спрос на трамваи был обеспечен в первую очередь за счет поставок в Москву. ИПЕМ считает, что стимулирование развития трамвайных систем может содействовать выполнению "майских указов" Президента РФ в части улучшения экологической ситуации в ряде городов России, а соответствующие меры могут быть включены в национальный проект в сфере экологии.

По оценкам ИПЕМ, в 1 квартале 2018 года было произведено более 150 трамвайных вагонов, что более чем в 2,1 раза больше, чем было произведено за аналогичный период прошлого года. Данный объем производства является рекордным квартальным значением за всю современную историю России. За весь 2017 год, по оценкам Института, было произведено 475 трамвайных вагонов. В то же время активизацию производства трамваев ИПЕМ связывает с подготовительным периодом к Чемпионату мира по футболу в России и ожидает замедления темпов выпуска трамваев к концу 2018 года.

Основной вклад в спрос на трамваи вносят поставки в Москву: в 2016 году город заказал 300 трехсекционных  трамваев (900 вагонов), которые будут поставлены в течение 2017-2019 годов. В рамках контракта в эксплуатацию поступают трамваи 71-931М («Витязь-М»), выпускаемые ПК "Транспортные системы". По итогам 1 квартала ИПЕМ оценивает долю ПК "Транспортные системы" в общей структуре производства трамваев на уровне 75%, АО "Уралтрансмаш", ФГУП "Усть-Катавский вагоностроительный завод имени С.М. Кирова" - 15%, АО "Уралтрансмаш" (входит в АО НПК "Уралвагонзавод") - 10%.

В то же время в целом по России проблема износа трамвайных вагонов и деградации городских трамвайных систем сохраняется. По данным Международной ассоциации предприятий городского электрического транспорта (МАП ГЭТ), с 2000-го года протяженность трамвайных путей в городах России сократилась на не менее чем 11%, парк трамваев - на не менее чем 35%. По оценкам ИПЕМ, более 80% трамвайных вагонов в России находится за пределами сроков службы, а обновление парка потребует не менее 187,2 млрд рублей инвестиций, модернизация инфраструктуры - не менее 142,5 млрд рублей.

Также соответствующий сокращению трамвайных систем спад пассажиропотока в последние десятилетия сопровождался несбалансированным подходом региональных властей к работе городского транспорта. В частности, со стороны регуляторов отсутствовал достаточный контроль развития сегмента маршрутного автотранспорта, который ввиду "теневого" характера финансовой деятельности не обеспечивает налоговые поступления в бюджеты регионов, соразмерные объемам перевозок, а также усиливает негативное воздействие на экологию городов.

В то же время Указом Президента РФ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» определены цели по снижению загрязнения воздуха в крупных промышленных центрах, а особое внимание уделено проведению соответствующих мероприятий в 12 городах страны. В 8 из них (Красноярск, Липецк, Магнитогорск, Нижний Тагил, Новокузнецк, Омск, Челябинск, Череповец) существуют трамвайные системы, однако их развитие или отсутствует, или финансируется в незначительных объемах. ИПЕМ считает, что с учетом экологичности трамвайного транспорта активизация его развития в отмеченных Указом Президента РФ городах будет способствовать достижению цели по снижению негативного воздействия на окружающую среду.

"Развитие трамваестроения имеет значительный мультипликативный эффект для экономики: по нашим оценкам, зафиксированный рост производства трамваев в 1 квартале 2018 года обеспечил более 543 млн рублей дополнительных налоговых поступлений в бюджеты разных уровней, - указал генеральный директор ИПЕМ Юрий Саакян. - Закрепление целей и мер по стимулированию развития трамвайных систем в национальном проекте в сфере экологии, разрабатываемом в соответствии с Указом Президента РФ, будет содействовать улучшению экологической ситуации в городах, а также повышению энергоэффективности экономики городов и России в целом".

Промышленность
 
Избранное Промышленность
 
Ритейл
 
Избранное Ритейл
 
Автомобили и запчасти
 
Избранное Автомобили и запчасти
 
Интернет-торговля и фулфилмент
 
Избранное Интернет-торговля и фулфилмент
 
Продукты питания и фреш
 
Избранное Продукты питания и фреш
 
ПОДПИСКА НА НОВОСТНУЮ РАССЫЛКУ
 
Дополнительная информация
 

 

О сервисе "Умная Логистика"

 

 

 

 

 

 

 

Новостная рассылка

Новостной дайджест на вашу почту!

 
Новости