Исследовательский центр Зарплаты.ру и франчайзинговая сеть автосервисов FIT SERVICE провели совместное исследование на тему отношения работодателей к молодым малоопытными соискателям.
Как показало исследование Зарплаты.ру, 77% работодателей рассматривают молодых и неопытных кандидатов на различные позиции. В 17% компаний делают ставку только на опытных специалистов, потому что не готовы вкладываться в обучение и развитие сотрудников без опыта. А 6% организаций приглашают неопытных соискателей только на позиции массового найма (курьеры, охранники, упаковщики, уборщики, продавцы и другие). Наиболее лояльны к молодым кандидатам и готовы их рассматривать работодатели финансового сектора, сферы продаж, медицины, промышленности, строительства и розничной торговли. При этом часто работодатели не готовы приглашать сотрудников без опыта для работы в сфере юриспруденции, маркетинга, рекламы и PR, также более требовательны в этом плане ИТ-компании.
Интересно, что в сфере, которая испытывает наиболее острый дефицит кадров — автосервисном бизнесе — доля малоопытных сотрудников в штате еще меньше. Исследование, которое провели FIT SERVICE и аналитическое агентство Gruzdev-Analyze в октябре 2023 года, выявило, что у 80% СТО на данный момент не более 10% молодых и неопытных сотрудников в коллективе. Лишь 7% респондентов ответили, что штат на 25% состоит из новичков.
При этом заметно, как меняется отношение работодателей к неопытным кандидатам в автосервисном бизнесе. 57% участников опроса отметили, что стали чаще принимать новичков в штат. Однако, 29% пока не меняют своей жесткой позиции даже в условиях кадрового голода, а 14% вообще не рассматривают таких сотрудников.
«За последние два года дефицит кадров в автосервисном бизнесе ощущается особенно остро. Поэтому изменение шаблонных установок руководителей станций, HR-специалистов неизбежно. Только расширение воронки найма позволит хотя бы частично решать проблему нехватки специалистов. Да, конечно, студентов и вообще любых новичков придется обучать, вкладываться в них, но ведь в этом можно увидеть не только проблему, но и перспективу. Компания может научить новичка самым передовым и востребованным на конкретной позиции навыкам, вырастить эксперта „под себя“», — отмечает Ирина Кулиева, HR-директор сети FIT SERVICE.
Как показало исследование Зарплаты.ру, работодатели, которые сотрудничают с молодыми работниками без опыта, отмечают, что в их компании есть система наставничества, когда более опытные коллеги ведут новичков (67%). Также 25% респондентов проводят обучение для таких сотрудников на базе своей организации, еще 8% отправляют неопытных работников на курсы, конференции и различные обучающие мероприятия. На обучение молодых специалистов работодатели готовы потратить до 10 тыс. рублей (20%), от 10 до 20 тыс. рублей (24%), от 20 до 30 тыс. рублей (15%), от 30 до 40 тыс. рублей (10%), от 50 до 60 тыс. рублей (17%), свыше 60 тыс. рублей (14%).
Среди основных преимуществ молодых кандидатов участники опроса отмечают (множественный выбор вариантов ответа): быстрое освоение новых технологий (69%), результативность и оперативное понимание процессов (54%), креативный подход (51%), гибкость (44%). Также 33% работодателей считают, что молодежь более склонна к командной работе в сравнении с более возрастными сотрудниками.
В числе главных недостатков неопытных молодых работников респонденты выделяют (множественный выбор вариантов ответа): высокие зарплатные ожидания (59%), невнимательность (58%), перекладывание ответственности на других (44%), безынициативность (35%), непунктуальность (24%), нежелание учиться и развиваться (15%).
Исследование FIT SERVICE и Gruzdev-Analyze затронуло тему прогнозов развития ситуации в автосервисном бизнесе. Так, 87% респондентов из сферы СТО ожидают, что проблемы с персоналом будут усугубляться в ближайшие годы. В связи с этим треть руководителей из сегмента СТО планируют в будущем смягчить условия найма и брать в штат сотрудников, которые не имели ранее опыт в авторемонте. Еще треть берут именно молодых сотрудников вообще без какого-либо опыта работы. А 27% хотят усилить направление по работе со студентами и обучать новичков самостоятельно. Лишь 5% респондентов планируют рассматривать мигрантов для решения кадровой проблемы в отрасли.