В Москве завершился первый в стране специализированный круглый стол по вопросам реформирования рынка страхования экспедиторской ответственности

Ведущие эксперты рынка из страховых компаний, грузовых и экспедиторских компаний, регуляторы и конечные клиенты-грузовладельцы обсудили наиболее острые проблемы, возникающие вокруг страхования экспедиторской ответственности, а также конкретные механики регулирования и результативные кейсы.

Участие в круглом столе приняла вице-президент Всероссийского союза страховщиков и Национального союза страховщиков ответственности Светлана Гусар. По ее словам, рынок страхования уже активно идет к стандартизации правил страхования ответственности, но важно поддерживать прозрачность этой системы со стороны всех вовлеченных сторон.

Участники круглого стола также предложили законодательно закрепить деятельность перевозчика и деятельность экспедитора, четко прописав разграничение их действий в логистической цепочке.

Владислав Артамонов, руководитель портала «Склад законов» отмечает, что «пока посредники под прикрытием договора ТЭД смогут безнаказанно откусывать добрую половину от ставки провозной платы, реальный перевозчик не сможет содержать в надлежащем техническом состоянии свой автопарк, производить его своевременное обновление. А это уже не только проблема рентабельности бизнеса автоперевозок грузов, но и вопрос безопасности всех участников дорожного движения». Указание диспетчера в транспортной накладной в качестве перевозчика приводит к фактическому отсутствию возможности у перевозчика страховать свои риски и тем самым иметь гарантию непрерывности и преемственности бизнеса, говорит эксперт.

Участники дискуссии пришли к выводу, что такой диспетчер-посредник не несет ответственность за груз в сложившейся ситуации со страхованием экспедиторской ответственности. Для возникновения обязательства по экспедиции необходимо, чтобы экспедитор выдал клиенту или указанному им грузоотправителю экспедиторскую расписку, которая в соответствии со статьей 801 ГК РФ и пунктом 7 Правил транспортно-экспедиционной деятельности является неотъемлемой частью договора. В качестве примера было приведено дело А56-32986/2017, о взыскании 25201,89 долларов США, в данном иске было отказано.

Также в качестве возможной альтернативы инструмента регулирования рынка экспедиторской ответственности участники мероприятия предложили создать отдельное СРО для грузоперевозчиков, чьи взносы будут формировать альтернативный аварийный денежный фонд, из которого перевозчики будут получать возмещение, когда при наступлении страхового случая страховая будет отказывать в выплате, ссылаясь на брешь в ч.1 ст.932 ГК РФ.

Альтернативный вариант решения проблемы – введение обязательного страхования экспедиторской ответственности. Комиссия ГД далее должна проанализировать все предложения и дать рекомендации по проработке одного из них более детально.

Клиенты логистических компаний по всей России постоянно требуют у своих перевозчиков полисы страхования экспедиторской ответственности вместо того, что самим застраховать свой груз. Страхование груза обходится их владельцам в существенную сумму, особенно при учете большого количества отправок. Гораздо экономичнее и легче ретранслировать всю страховую ответственность на исполнителя. То есть убедиться, что у логиста есть страхование экспедиторской ответственности, и дать добро на перевозку, зная, что в случае ЧП экспедитор вернет стоимость груза. Так и поступает большинство клиентов. При этом само по себе страхование экспедиторской ответственности де-юре является фиктивным страховым продуктом, который до сегодняшнего дня никак не регулируется на законодательном уровне. При этом страховые компании продолжают в большом объеме выдавать такие документы, заведомо зная, что при наступлении страхового случая выплаты они делать точно не будут. Страховой продукт на защиту экспедиторской ответственности выдают все крупнейшие страховые компании России: Ингосстрах, ВТБ Страхование, Энергогарант, Ренессанс Страхование, Страховой дом ВСК и многие другие.

Однако инструмент страхования ответственности экспедитора эффективен и результативен при одновременном выполнении двух условий:

1. Наличие в правоотношении экспедитора, оформившего с грузовладельцем документооборот, полностью соответствующий требованиям законодательства о транспортно-экспедиционной деятельности.

2. Виновность экспедитора в утрате, повреждении груза.

Несоблюдение хоть бы одного из приведенных пунктов приведет к однозначному отказу страховщика в выплате страхового возмещения по возможному убытку. На круглом столе была озвучена статистика по судебным разбирательствам последних лет.

фото

В течение ближайшего месяца участники круглого стола сформируют меморандум и направят все выработанные решения в Комиссию ГД по финансовому рынку. Напомним, что в марте 2017 года руководитель Комиссии, депутат Анатолий Аксаков, лично отреагировал на инициативу транспортной компании Traft, которая инициировала начало реформирования экспедиторской ответственности. В частности, в письме за подписью Аксакова открыто говорилось о том, что ссылки страховых компаний после наступления страхового случая на недействительность договоров страхования ответственности экспедиторов рассматриваются судами как злоупотребление правом.

Установочные выступления с конкретными рекомендациями и предложениями по реформированию экспедиторской ответственности были озвучены следующими экспертами:

  • Артур Мурадян, Исполнительный директор TRAFT, Регулирование страхового продукта экспедиторской ответственности с помощью транспортного ПО: точки роста
  • Александр Базыкин, управляющий партнер Heads Consulting, Модель регулирования рынка страхования экспедиторской ответственности с помощью модели СРО: механика, аспекты, рекомендации
  • Надежда Малышева, Руководитель управления страхования грузов и ответственности перевозчика САО «ВСК», Дорожная карта предлагаемых инициатив: сильные и слабые стороны, вопросы планирования
  • Сергей Лобарев, Председатель правления «Гильдии автошкол России», член рабочей группы комитета по транспорту Государственной думы ФС РФ, Повышение качества обучения водителей ТС, как составляющая снижения рисков в страховании экспедиторской ответственности
  • Андрей Романов, заместитель директора управления страхования транспортных операторов ПАО СК «Росгосстрах», Практика страхования ответственности транспортной компании в Росгосстрахе
  • Владислав Артамонов, руководитель портала «Склад законов», Статья 406.1 ГК РФ – диверсия против национального рынка страхования
Промышленность
 
Избранное Промышленность
 
Ритейл
 
Избранное Ритейл
 
Автомобили и запчасти
 
Избранное Автомобили и запчасти
 
Интернет-торговля и фулфилмент
 
Избранное Интернет-торговля и фулфилмент
 
Продукты питания и фреш
 
Избранное Продукты питания и фреш
 
ПОДПИСКА НА НОВОСТНУЮ РАССЫЛКУ
 
Дополнительная информация
 

 

О сервисе "Умная Логистика"

 

 

 

 

 

 

 

Новостная рассылка

Новостной дайджест на вашу почту!

 
Новости