![](/sites/default/files/2025-02/055de5cdd87c2f53431d1900dae3d9.jpg)
На ПРОДЭКСПО-2025 основатель INFOLine Иван Федяков представил рейтинги FMCG-сетей и e-grocery, озвучив ключевые тренды года: усиление дискаунтеров, консолидацию лидеров и кризис гипермаркетов. Эксперт не оставил сомнений: чтобы остаться на плаву, ритейлерам приходится масштабироваться с беспрецедентной скоростью.
15% — водораздел между ростом и падением
Официальные итоги 2024 года еще не подведены, но уже сейчас ясно: если темпы роста компании не превысили 15%, она фактически стагнирует. По предварительным оценкам INFOLine, продовольственный товарооборот в натуральном выражении увеличился на 6%, а non-food — на 8%. В денежном выражении динамика составила 15–16%.
![" "](/sites/default/files/inline-images/9fcf7b388c1562b97d59f6af06a4b838.jpg)
«Если темпы роста вашей компании по итогам 2024-го оказались ниже 15%, значит, вы не идете вверх, вы падаете», — подчеркнул Федяков.
Дискаунтеры рвут вперед, гипермаркеты теряют позиции
Секрет успеха лидеров FMCG-рынка — агрессивная экспансия. X5 Group и «Магнит» открывают сотни магазинов, но рекорды бьет «Красное и Белое» с почти 5 тыс. новых торговых точек в 2024 году.
«Чижик» от X5 Group за год прибавил 800 магазинов, а «Светофор» сталкивается с проблемами, теряя позиции. «Ашан» и «О’Кей» не смогли даже компенсировать инфляцию, оставаясь в зоне нулевого или отрицательного роста.
Таким образом, рынок стремительно консервируется в пользу крупнейших игроков, а для среднего бизнеса выживание становится все более сложной задачей.