
Снижение тарифов на доставку из Китая, рост популярности маршрутов из Узбекистана и Кыргызстана и новые барьеры на границе с Казахстаном — в обзоре логистических трендов от компании ПЭК по итогам первого полугодия 2025 года.
Китай остаётся логистическим приоритетом, несмотря на спад
Несмотря на снижение объемов коммерческих перевозок между Россией и Китаем на 20% в годовом выражении, Поднебесная остаётся основным направлением международной логистики. Наиболее востребованными категориями товаров стали электроника, бытовая техника и товары народного потребления (ТНП).
Позитивную динамику поддерживает снижение тарифов по всем видам транспорта:
-
Морские перевозки: доставка 40-футового контейнера из Шанхая во Владивосток подешевела на 17%, до $1,2–1,3 тыс.;
-
Железнодорожные маршруты: тариф на мультимодальные поставки до Москвы сократился на 13% — с 300 до 260 тыс. рублей за контейнер;
-
Ускоренные поезда Шанхай—Москва: снижение стоимости на 23–33%, до $4 тыс.;
-
Автоперевозки: падение на 15–28%, до $8–8,5 тыс. за фуру (FTL).
Фактором снижения цен стало активное присутствие китайских перевозчиков на российском рынке. Их ценовое преимущество обеспечивается более низкими лизинговыми платежами (3–5% против 27–28% в РФ) и удешевлением стоимости техники (на 25–30%).
Казахстан: рост тарифов и новые правила
На фоне укрепления рубля к тенге (плюс 20% в мае) спрос на логистику между Россией и Казахстаном снизился на 7% в годовом выражении. При этом стоимость доставки выросла на 16%, а таможенные процедуры стали более сложными.
Причины:
-
90% грузов досматриваются на границе — для проверки СНТ (сопроводительных накладных) и разрешений от МИИР;
-
вводится новая система электронной очереди: обязательный денежный залог, возможная блокировка аккаунта за нарушения, платный ускоренный пропуск.
Дополнительно вводятся зоны ожидания у пунктов пропуска, ужесточается идентификация транспорта, включая проверку VIN-номеров и страховых документов.
Средняя Азия — на подъёме
По данным ПЭК, за первое полугодие 2025 года объем перевозок между Россией, Узбекистаном и Кыргызстаном вырос в 1,5 раза. Драйверы роста:
-
промышленная кооперация и укрепление торговых связей;
-
расширение внутреннего потребления и региональных поставок;
-
лидирующие категории: мебель и текстиль (Узбекистан), фрукты и электрооборудование (Кыргызстан).
Несмотря на волатильность тарифов и усиление административного давления на ключевых транзитных направлениях, логистические потоки из Китая и стран Средней Азии остаются одними из самых значимых для российского импорта. Компании адаптируются через оптимизацию маршрутов, диверсификацию направлений и использование преимуществ иностранных игроков на рынке.