Российский импорт из Китая и Средней Азии: что везут, сколько это стоит и что мешает на границе

Грузовик на границе между Россией и странами Азии — логистика и перевозки через Казахстан в условиях новых правил

Снижение тарифов на доставку из Китая, рост популярности маршрутов из Узбекистана и Кыргызстана и новые барьеры на границе с Казахстаном — в обзоре логистических трендов от компании ПЭК по итогам первого полугодия 2025 года.

Китай остаётся логистическим приоритетом, несмотря на спад

Несмотря на снижение объемов коммерческих перевозок между Россией и Китаем на 20% в годовом выражении, Поднебесная остаётся основным направлением международной логистики. Наиболее востребованными категориями товаров стали электроника, бытовая техника и товары народного потребления (ТНП).

Позитивную динамику поддерживает снижение тарифов по всем видам транспорта:

  • Морские перевозки: доставка 40-футового контейнера из Шанхая во Владивосток подешевела на 17%, до $1,2–1,3 тыс.;

  • Железнодорожные маршруты: тариф на мультимодальные поставки до Москвы сократился на 13% — с 300 до 260 тыс. рублей за контейнер;

  • Ускоренные поезда Шанхай—Москва: снижение стоимости на 23–33%, до $4 тыс.;

  • Автоперевозки: падение на 15–28%, до $8–8,5 тыс. за фуру (FTL).

Фактором снижения цен стало активное присутствие китайских перевозчиков на российском рынке. Их ценовое преимущество обеспечивается более низкими лизинговыми платежами (3–5% против 27–28% в РФ) и удешевлением стоимости техники (на 25–30%).

Казахстан: рост тарифов и новые правила

На фоне укрепления рубля к тенге (плюс 20% в мае) спрос на логистику между Россией и Казахстаном снизился на 7% в годовом выражении. При этом стоимость доставки выросла на 16%, а таможенные процедуры стали более сложными.

Причины:

  • 90% грузов досматриваются на границе — для проверки СНТ (сопроводительных накладных) и разрешений от МИИР;

  • вводится новая система электронной очереди: обязательный денежный залог, возможная блокировка аккаунта за нарушения, платный ускоренный пропуск.

Дополнительно вводятся зоны ожидания у пунктов пропуска, ужесточается идентификация транспорта, включая проверку VIN-номеров и страховых документов.

Средняя Азия — на подъёме

По данным ПЭК, за первое полугодие 2025 года объем перевозок между Россией, Узбекистаном и Кыргызстаном вырос в 1,5 раза. Драйверы роста:

  • промышленная кооперация и укрепление торговых связей;

  • расширение внутреннего потребления и региональных поставок;

  • лидирующие категории: мебель и текстиль (Узбекистан), фрукты и электрооборудование (Кыргызстан).

Несмотря на волатильность тарифов и усиление административного давления на ключевых транзитных направлениях, логистические потоки из Китая и стран Средней Азии остаются одними из самых значимых для российского импорта. Компании адаптируются через оптимизацию маршрутов, диверсификацию направлений и использование преимуществ иностранных игроков на рынке.

 

Новостная рассылка

Новостной дайджест на вашу почту!

 
Новости