
Михаил Дьяконов, учредитель и CEO логистической компании «Фрэйт Логистик Групп»
В 2025 году, после рекордов двух прошлых лет, товарооборот между Россией и Китаем сократился, что породило мнение об исчерпании потенциала роста торговли между странами. Однако, по мнению Михаила Дьяконова, основателя и СЕО логистической компании «Фрэйт Логистик Групп», говорить об этом преждевременно. Напротив, пространство для расширения взаимодействия сохраняется, и некоторые ключевые факторы могут сыграть процессу на пользу.
Так, несмотря на охлаждение торговой активности, товарооборот между Россией и Китаем продолжает оставаться одним из драйверов внешнеэкономической повестки. У обеих сторон есть стимулы для укрепления сотрудничества. При этом основным препятствием остается общий фон мировой экономики с высокими ставками и общим снижением деловой активности, но этот фактор можно считать скорее краткосрочным, чем долгосрочным.
Что касается ожиданий на 2026 год, то делать определенные прогнозы проблематично, хотя поводы для оптимизма есть: Центробанк России уже начал снижение ключевой ставки. Это, в свою очередь, всегда ведет к оживлению экономики, росту потребительского спроса и, как следствие, импорта.
Есть и другой пул факторов, влияющих на интенсивность торговых потоков между странами. На сегодня китайский экспорт в РФ в основном потребительский, так как высокая ключевая ставка охлаждает экономику. При корректировке монетарной политики и росте внутреннего спроса свою лепту в товарооборот внесут крупные совместные инициативы.
Например, по линии Восточного экономического взаимодействия вполне можно ожидать импульс новым поставкам и инвестициям. То же самое можно сказать в случае гипотетического начала строительства газопровода «Сила Сибири — 2», что однозначно сделает востребованной определенную номенклатуру товаров и оживит региональные логистические коридоры. Наконец, самым важным фактором остается общее состояние российской экономики: внутренний спрос и устойчивость бизнеса напрямую влияют на объемы импорта.