ЕЛС сейчас одна из самых обсуждаемых тем в профессиональных сообществах. Что это? Обязательно ли переходить на работу с Единым лицевым счетом? ACEX решил расставить все точки над i в этих вопросах.
Эксперимент с ЕЛС Федеральная таможенная служба ведет с 2017 года (хотя в законе его использование прописано с 2013) и активно призывала принять в нём участие. Суть проста. При ведении обычного лицевого счёта плательщик в документах должен указывать код таможенного счёта. Забыл или ошибся – деньги до нужного органа не доходят. Надо писать запросы или заявления о возврате – если они «зависли» как невыясненные поступления или попали не туда. Единый лицевой счёт решает проблему раз и навсегда. Деньги направляются на счёт Федерального казначейства. Дальше таможенные операции можно совершать в любом таможенном органе страны. Удобно участникам ВЭД, но – главным образом – таможне.
Получить Единый лицевой счет было нетрудно: достаточно было подать в ФТС соответствующее заявление. В нём указать данные об организации, таможни, с которыми обычно ведётся работа, желаемая дата перехода на ЕЛС. Дальше все остатки с лицевых счетов «сливались» на единый и можно было работать. 13 сентября 2018 ЕЛС открыли всем. И вот тут начались проблемы.
Некоторые участники ВЭД работают с Таможенными картами. Это пластиковые банковские карты с чипами. Они позволяют практически моментально перевести деньги на нужный счёт. Это можно сделать через терминалы в офисе или таможенном органе, личный кабинет или программу электронного декларирования – хоть из собственного дома. Способ удобный, но карта достаточно дорогая в обслуживании. Перечислять средства можно в момент декларирования – то есть обойтись без авансовых платежей и не изымать деньги из оборота. Оформляется карта добровольно и за свой счет в банке – можно в любом, но удобнее, если этот же банк занимается расчётно-кассовым обслуживанием. Тогда можно переводить средства между счетом ТК и расчетным. Этот плюс, в том числе, привлекал участников ВЭД к оформлению. Есть и другие: можно получить дополнительные услуги, например, овердрафт по таможенной карте и возможность просмотра архива операций в личном кабинете.
В середине сентября как раз у многих ТП владельцев ТК случилась неразбериха. Своим опытом поделился руководитель таможенного департамента ACEX Андрей Швырев:
«При списании денег с ТК средства стали уходить на ЕЛС и зависать там непонятно для кого – то есть деньги есть, а воспользоваться ими нет возможности. Под ударом оказались брокеры-середнячки: в крупных компаниях существуют целые отделы для решения таких проблем, остальным приходится разбираться самим – писать заявления на возврат, звонить постоянно кому-то, искать любую информацию, где только возможно. На это уходит драгоценное время, остальную работу не остановить? ЕЛС – несомненно удобно и для учасников ВЭД и ТП : не надо следить за остатками на счетах и тд. Но хоть бы выпустили пошаговую инструкцию для всех.»
На недостаток информации жалуются многие работники сферы. Профессиональные форумы закипают от обсуждений. Например, некоторые жалуются, что таможня перестала указывать номер платежного поручения. Что вызывает недовольство бухгалтерии, которая грозит, что не зачтут НДС. На форумах специалисты дают друг другу советы, как оправдаться перед финансистами или где найти нужные данные. Но, как предсказывают профессионалы, переходный период надолго не затянется. Главное – пережить ближайшие 1-2 недели.
Пресс-служба Альянса АСЕХ