С января 2018 года заработал Таможенный кодекс Евразийского экономического союза, который базируется на передовой международной практике. В частности, обеспечил принятие нового Федерального закона «О таможенном регулировании в РФ». Эксперты ВЭД, представители ЕЭК и ФТС обсудили изменения после введения Таможенного кодекса на конференции, организованной агентством «Событие» при поддержке Евразийской экономической комиссии.
Какие решения Евразийской экономической комиссии, принятые в 2018 году, напрямую сказались на ведении внешнеэкономической деятельности рассказала Елена Бричева, начальник отдела таможенных платежей, таможенной стоимости и страны происхождения Департамента таможенного законодательства и правоприменительной практики ЕЭК. По словам спикера, перейти с 1 января 2018 года на новое законодательство позволили более 40 актов, утвержденных ЕЭК еще в 2017 году. В прошлом году Коллегией ЕЭК принято 77 решений, которые касаются таможенной сферы. Решения, которые позволили реализовать приоритет электронного декларирования, совершать таможенные операции без участия таможенного органа (автоматическая регистрация и автоматический выпуск товаров), блок решений, который позволяет работать с такими особенностями выпуска товаров, как выпуск до подачи (форма заявления и совершение отдельных таможенных операций), декларирование товаров. Достаточно большой блок решений, который был принят по вопросам таможенной стоимости и классификации товаров.
Как считают в ЕЭК, к сожалению, перейти от бумажных к электронным сертификатам быстро не получится. Среди нормативных актов, подготовленных ЕЭК и прошедших процедуру оценки регулирующего воздействия, и решение, которое будет определять форму сертификата обеспечения. Этим будет дан толчок к началу применению сертификатов обеспечения в электронном виде. К сожалению, так устроено регулирование, что сразу после принятия этого решения перейти на электронные сертификаты все равно не получится. Причины заключаются в следующем, после утверждения законодателями формы и порядка заполнения такого сертификата потребуется разработка формата и структуры документа. При этом спикер отметила, что ее коллеги по ЕЭК приступают к работе, когда решение существует еще в виде проекта. Национальным таможенным службам необходимо доработать свои программные продукты. Нужно, чтобы в странах — участницах ЕАЭС начали воспринимать электронные сертификаты обеспечения, выданные в союзных государствах.
По мнению спикеров, таможенное законодательство остается очень сложным и громоздким. Чрезвычайно важным препятствием для существования Евразийского экономического союза является принцип резидентства. Когда началась работа с Таможенным кодексом, то эксперты предполагали, что количество ссылок на национальное законодательство будет уменьшено. К сожалению, количество ссылок вроде даже увеличилось. Позиция властей Российской Федерации, Белоруссии, Армении, Казахстана сильно отличается. Это вызывает множество проблем, разные подходы национальных юрисдикций, национального законодательства.
Перенос расчета и уплаты таможенных платежей на этап после выпуска. Поднималась тема: разделить момент декларирования и момент уплаты платежей, перенести расчет и уплаты таможенных платежей на этап после выпуска. Эта идея не была поддержана таможенными властями и министерствами финансов государств-членов ЕАЭС.
К сожалению, на сегодня нет взаимного признание нормативно-правовой базы стран — членов ЕАЭС, предварительных решений, выданных лицензий, УЭО. Не все сертификаты, документы соответствия, предварительные решения, которые принимаются одним государством, достаточны для другого государства. Неважно в электронной форме или бумажной, но до сих пор действующего аппарата не существует.
Джамал Давиташвили, эксперт компании VIGTrans, прокомментировал нововведения в Таможенном кодексе: «Полностью поддерживаю коллег, которые считают таможенное законодательство очень сложным и громоздким. С выходом нового Кодекса и 289 ФЗ оно стало еще тяжелее. Особых изменений в работе участников ВЭД после вступления в силу данных нормативных документов не произошло. Сокращение сроков выпуска ДТ до 4-х часов на практике не повлияло на сроки выпуска деклараций. Такая же история с прописанным в старом таможенном кодексе от 2010 года правом Декларанта подать ДТ в любой таможенный орган также не реализовано до сих пор. Если говорить о таможне для бизнеса, то очень удобный сервис сделали в личном кабинете ФТС и создали ЕЛС (единый лицевой счет). Автоматический выпуск и регистрация ДТ, тоже положительная тенденция, ждем чтобы это стало нормой выпуска ДТ, как планируется 80% от всего массива деклараций. Из неприятных моментов для бизнеса – не понятна норма отзыва свидетельства таможенного представителя за нарушение срока оплаты Требования таможни об оплате, на мой взгляд, очень жестко».